На рынке ИТ-услуг России новый бренд

Бизнес Интеграция Инфраструктура
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Компания «Би-Эй-Си» выводит на рынок новый зонтичный бренд: вместе со своими «дочками» она образовала группу «Астерос» и претендует на место в Топ-3 российского сектора ИТ-услуг. Аналитики и коллеги по цеху, тем не менее, называют планы «Астерос» чересчур амбициозными с учетом неопределенных перспектив отрасли.

Под брендом «Астерос» объединены бизнесы компаний «Би-Эй-Си», «Аверта», «Кабест» и «Диалог-Киев». Напомним, что «Аверту», разработчика систем электронного документооборота, «Би-Эй-Си» купила в марте этого года. В этом году были также куплены 25% компании «Диалог-Киев», системного интегратора, работающего на Украине (разрешение на покупку остальных 75% акций должны одобрить украинские антимонопольные органы). «Кабест», специализирующаяся на построении систем безопасности (как информационной, так и физической, включая системы видеонаблюдения), в основном, оказывает услуги в рамках закрытых тендеров таким структурам, как ФСБ, ФСО и т.д. Все компании из группы «Астерос» будут и дальше существовать в качестве самостоятельных юридических лиц.

«Астерос» – имя, образованное из начальных букв слов «Автоматизированные Системы и ТЕхнологии РОСсии». Есть еще одно значение слова «астерос», в греческом языке это – «звезда». Как рассказал CNews президент «Астерос» Юрий Бяков, мысль ввести новый бренд зрела в «Би-Эй-Си» примерно на протяжении полутора лет, а юридические формальности и прочие работы с уже готовым брендом заняли 3,5 месяца.

Бюджет брендинга новой группы, по словам Сергея Карася, вице-президента по стратегическому развитию «Астерос», составил порядка $2 млн. При этом и решение по выводу бренда, и его осуществление на 90% легло на саму компанию. После вывода нового бренда бренд «Би-Эй-Си» отойдет на второй план.


Юрий Бяков, президент ИТ-группы "Астерос", считает, что кризис - удачное время для продвижения нового бренда

«Кризис был удачно выбран в качестве времени для развертывания PR-компании, - считает Андрей Коняев, руководитель пресс-службы «Техносерва» - Любые более-менее значимые действия в этих условиях, будь то сообщения о слияниях или ребрендинге, имеют широкий резонанс на рынке». Кроме того, по мнению Коняева, ребрендинг – один из неизбежных шагов при формировании подобных ИТ-групп.

В самой «Астерос», впрочем, не скрывают, что используют новый бренд для того, чтобы широко заявить о себе. «Группа достигла такого оборота и таких проектов, что пора разворачивать PR-кампанию, активнее продвигать бренд», - говорит Юрий Бяков. Он отметил также, что вслед за выводом нового бренда компания планирует регулярно делать другие громкие объявления: например, в течение месяца планируется рассказать о неком крупном долгосрочном соглашении (сроком на 5-7 лет) по привлечению «длинных денег», как назвал его Бяков. Видимо, речь идет о новом инвесторе.

Аббревиатура «Би-Эй-Си» (от banking automation), по словам Бякова, была выбрана в то время, когда компания была нацелена на автоматизацию банковского сектора. Сейчас же на долю финансового рынка приходится лишь 14% совокупной выручки группы, в то время как на транспорт - 27%, телекоммуникации - 26%, госсектор (государственные агентства) - 12%, энергетику - 7%, промышленность - 6% и прочие - 8%.

В интервью CNews Юрий Бяков отметил, что в условиях кризиса уповать на госсектор как на самого стабильного заказчика не стоит: государство тоже будет вынуждено сокращать расходы на ИТ. Тем не менее, при этом в качестве ключевых и самых стабильных клиентов «Астерос» называются компании с государственным участием, такие как РЖД, ВТБ, «Аэрофлот». В целом сейчас у «Астерос» подписаны контракты на сумму свыше $500 млн. Доля «Би-Эй-Си» в совокупной выручке группы составляет 80%. На Москву сейчас приходятся 60% бизнеса группы, остальные 40% - на регионы. Кроме Украины, «Би-Эй-Си» имеет одноименную «дочку» в Казахстане.

Президент «Астерос» особо подчеркнул, что в настоящее время группа не имеет рисков неплатежей и не зависит от краткосрочного финансирования. Для ее нужд открыта кредитная линия в двух банках («Альфа-банк» и Ogresbank) на общую сумму $44 млн, но используется менее трети. Коэффициент отношение долга к EBITDA «Астерос» составляет 1, тогда как нормой для компаний ИТ-индустрии считается коэффициент, равный 3.

Прогнозный оборот «Астерос» в 2008 финансовом году составит порядка 9,5 млрд руб. (рост более 100% по сравнению с 2007 годом). В настоящее время доля ИТ-услуг в обороте группы составляет 35%, а по итогам года достигнет 40%. В среднесрочной перспективе (то есть в течение следующих 2-3 лет) «Астерос» планирует войти в Топ-3 российского рынка ИТ-услуг и достичь совокупного годового оборота свыше $1,2 млрд.

«Введение зонтичного бренда – вполне логичный шаг, - комментирует Дмитрий Родионов, эксперт ИК «Финам». - С одной стороны, он позволяет снизить затраты на маркетинг, так как одну торговую марку продвигать всегда проще и дешевле. С другой - упрощает кросс-продажи услуг, ведь клиенту психологически проще получать услуги от компании с таким же названием, как у той, с которой у него уже есть контракт, не вникая в детали взаимоотношений внутри группы. Как результат, ребрендинг может стать одним из драйверов роста финансовых показателей компании, что особенно важно во время кризиса». В то же время, Родионов признает, что общий бренд – это только один из факторов. Многое будет зависеть от системы продаж, стоимости услуг и т.д. Кроме того, прогноз по росту выручки в среднесрочной перспективе более чем в три раза кажется ему слишком оптимистичным.

«Пересмотреть приоритеты» с учетом сложной ситуации на рынке советует коллегам и гендиректор компании «Verysell Проекты» Андрей Гнездилов. «В условиях кризиса ребрендинг – недешевое удовольствие», - говорит он, отмечая при этом, что названный «Астерос» бюджет на разработку и вывод бренда на рынок кажется слишком завышенным. «Новый бренд – информация рынку о том, что появилось что-то новое, - продолжает Гнездилов. – Но вот заинтересует ли оно рынок в преддверии спада?» По мнению гендиректора «Verysell Проекты», в условиях кризиса у поставщиков ИТ-услуг, конечно, есть шанс расширить компетенцию за счет менее удачливых конкурентов. Но в конечном итоге в выигрыше будут те, кто сможет сохранить «боеспособный коллектив» и заказчиков.

«Планы «Астерос» я бы назвал слишком амбициозными с учетом неопределенности на рынке ИТ-услуг, - говорит топ-менеджер одного из российских интеграторов. - Никто до сих пор толком не понимает, что будет в следующем году. Могут быть любые сюрпризы – как в лучшую, так и в худшую сторону. В любом случае, такие амбициозные цифры я бы не стал называть».

Компания «Би-Эй-Си», образованная в 1998 г., занимается внедрением различных ИТ-систем, решений в области информационной безопасности и телекоммуникационных продуктов. Выручка компании в 2007 г. составила почти 5 млрд руб., увеличившись за год на 32,7%. В рейтинге «CNews100: крупнейшие ИТ-компании России» «Би-Эй-Си» заняла 24-ю строчку. Штат компании превышает 800 человек. Юрий Бяков - крупнейший акционер «Би-Эй-Си» (ему принадлежит блокпакет). Еще 25% компании - у инвестфонда Detroit Investments, остальное - у других топ-менеджеров «Би-Эй-Си».

По оценкам IDC, объем рынка ИТ-услуг России в 2007 г. составил $4,4 млрд. Аналитики полагают, что по объему рынка «2009 г. может оказаться похожим на 2007». Смены лидеров на российском рынке ИТ-услуг в IDC также не ожидают.