Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Инфраструктура

Правительство установило правила работы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Правительство утвердило правила информационного обмена для обеспечения адекватной работы системы автоматического оповещения экстренных служб об автомобильных авариях — «ЭРА-ГЛОНАСС», промышленная эксплуатация которой официально началась с 1 января 2015 г.

Правительство РФ опубликовало текст постановления, утверждающего правила взаимодействия оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (госкомпании ОАО «ГЛОНАСС») с различными обладателями актуальной информации, необходимой для ее нормального функционирования. Речь в первую очередь идет о картографических данных местности, базовых параметрах и текущем местоположении подконтрольных транспортных средств, а также о предпринятых мерах реагирования на ДТП и другие инциденты, возникающие на автодорогах России.

Кроме того, постановлением утверждаются правила взаимодействия системы с АИС обязательного страхования.

Напомним, «ЭРА-ГЛОНАСС» является системой автоматического оповещения экстренных служб об автомобильных авариях. Ее созданием и внедрением занимается некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (оно же НП «ГЛОНАСС»), которое по контракту с Минтрансом и разработало утвержденные правила.

Концепция «ЭРА-ГЛОНАСС» подразумевает, что в ближайшем будущем на все новые автомобили, продаваемые в России, в обязательном порядке будет установлен электронный блок, способный в случае аварии определить координаты пострадавшего авто и передать их спасателям.

Официально в промышленную эксплуатацию «ЭРА-ГЛОНАСС» была введена с 1 января 2015 г. С этой даты упомянутыми блоками должны будут оснащаться все транспортные средства в странах Таможенного союза, которые впервые проходят процедуру одобрения своего типа. С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и транспортировки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. — на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.

В выпущенном постановлении указывается, что требующаяся для функционирования «ЭРА-ГЛОНАСС» информация должна размещаться в системе ее обладателями на безвозмездной основе. Подразумевается, что часть актуальных данных может находиться в иных государственных АИС, поэтому оператору системы предписывается обеспечить с ними интеграцию для сбора необходимых сведений в автоматическом режиме.

Нажмите, чтобы увеличить

Источник: CNews, 2013

Навигационные и топографические карты в системе станут размещать федеральные учреждения, занимающиеся ведением федерального картографо-геодезического фонда. Сроки, периодичность и регламент размещения этой информации должен определить совместный приказ Минтранспорта и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В отношении каждого подконтрольного транспортного средства в системе будут содержаться сведения о его марке, модели, цвете, номере кузова, государственном регистрационном знаке, идентификационном номере VIN, присвоенном авто его производителем, а также идентификационном номере установленного электронного модуля.

Данные обо всех параметрах, кроме госзнака, для автомобилей, ввозимых на территорию РФ, в «ЭРА-ГЛОНАСС» должна с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) размещать Федеральная таможенная служба.

Когда речь будет идти о транспортных средствах, которые производятся в России, эти же данные будут передавать организации-изготовители. Для этого им потребуется заключить соответствующее соглашение с оператором «ЭРА-ГЛОНАСС».

Что касается государственных регистрационных знаков, то это, разумеется, сфера ответственности МВД, либо военных автоинспекций, если дело касается армейской техники.

Координаты ДТП и его время будут передаваться в систему автоматически, за исключением случаев, когда установленное на автомобиле спецоборудование требует ручного управления.

Последняя часть правил информационного взаимодействия основных участников процесса описывает параметры сведений о действиях спасателей (время получения сигнала, время реагирования и пр.).

В отношении информационного обмена «ЭРА-ГЛОНАСС» с АИС обязательного страхования отдельное собрание правил подразумевает его осуществление через СМЭВ. Оператору «ЭРА-ГЛОНАСС» предписывается передавать страховщикам сведения о ДТП и прочих дорожных инцидентах. Для того ему потребуется заключить специальное соглашение с оператором страховой АИС, в котором будут определены информационные, технические и иные условия их взаимодействия.

Эксплуатация «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2015 г., по оценкам Правительства, сделанным до антикризисных поправок, должна была обойтись бюджету в i590 млн, в 2016 гг. — на 18% меньше. В 2017 г. планировалось еще сократить бюджетные расходы, а в 2018 г. свести их к нулю.

В 2018 г. оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — государственное ОАО «ГЛОНАСС» — должен приносить годовой доход не менее i5 млрд и финансировать эксплуатацию системы самостоятельно. Как предполагается, зарабатывать «ГЛОНАСС» будет на предоставлении коммерческих сервисов.

Денис Воейков