Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ФМС меняет СЭД EMC Documentum на свободное ПО

Система электронного документооборота в центральном аппарате ФМС будет функционально расширена и переведена с EMC Documentum на свободное решение, построенное на Alfresco ECM, внедрением которого в настоящий момент занимается компания «АйТи».

Стали известны подробности стартовавшего в мае 2014 г. проекта по развитию находящейся в ФМС России АИС управления делопроизводственными процессами до уровня межрегиональной единой системы.

Соответствующий конкурс был объявлен ведомством 18 марта текущего года, а его итоги были подведены 16 апреля. На рассмотрение комиссии было подано 5 заявок от компаний «Рексофт.ру», «Компьютел», «ИНТЕР РАО Информационные технологии», «АйТи», а также ФГУП НИИ «Восход».

Заявка «ИНТЕР РАО Информационные технологии» была снята с рассмотрения из-за отсутствия действующей лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Среди оставшихся конкурсантов победителем была признана компания «АйТи».

Характерно, что «АйТи» предложила выполнить работы по самой высокой среди конкурентов цене. При начальной (максимально возможной) стоимости лота на уровне i53,4 млн компания снизила цену всего до i50,6 млн в то время как «Рексофт.ру» и «Компьютел» пошли на понижение до i38 млн каждая.

Тем не менее контракт достался именно «АйТи», которая, с точки зрения комиссии, продемонстрировала в заявке преимущества своего решения, построенного на Alfresco ECM, а также доказала свою квалификацию, предоставив 8 государственных контрактов, соответствовавших тематике конкурса.

Полный цикл работ компания должна будет завершить до 1 декабря текущего года. Условия исполнения контракта включают переход на современную 64-разрядную архитектуру, приоритет системам с открытыми исходными кодами, сохранение и развитие имеющейся функциональности, подключение всех территориальных УФМС России к единой системе документооборота.

Alfresco ECM — система управления контентом уровня предприятия, с открытыми стандартами, для платформ Microsoft Windows, Mac и Unix. Создана одноименной британской компанией, основанной в 2005 г. Продукт существует в двух редакциях: Community и Enterprise. В первом случае он распространяется свободно на условиях LGPL, во втором — под проприетарной лицензией.

Подоплеку проекта CNews объяснил Олег Бейлезон, главный ECM-архитектор компании «Логика бизнеса», входящей в группу «АйТи»: «Уже довольно продолжительное время мы наблюдаем на рынке СЭД-систем тенденцию «второй волны» — когда заказчики, внедрившие у себя СЭД 5-6-7 и более лет назад, начинают проекты по миграции на новые технологические платформы. Вообще, внедрение СЭД — достаточно трудо- и ресурсоемкий проект, а перевнедрение СЭД — это еще более сложная процедура. Но заказчики прибегают к ней все чаще и чаще, поскольку поддержка СЭД на устаревших платформах, без возможностей к расширению и без поддержки вендора (причем, зачастую очень уважаемого и вполне международного) становится более затратным мероприятием, чем «все выбросить и поставить заново».

По словам Бейлезона, у «АйТи» недавно был опыт замены СЭД в компании МТТ, где на смену системе на платформе Documentum было выбрано решение «Логика СЭД» на платформе Domino. Проект в ФМС Бейлезон считает логичным продолжением тренда.


Олег Бейлезон: «Похоже, скоро слова "внедрение СЭД" будут почти всегда подразумевать "перевнедрение"».

По данным ресурса TAdviser.ru, структура СЭД в центральном аппарате ФМС была определена в 2009 г., после чего ее функционал несколько раз дорабатывался. Система была создана на базе решения EMC Documentum 5.3, которое автоматизировало процессы документооборота, работу с распорядительными, нормативными, кадровыми, договорными, служебными документами, а также с обращениями граждан.

По мнению Бейлезона, изначально СЭД вполне удовлетворяла потребности ФМС. Однако со временем система стала испытывать существенные проблемы с производительностью, что, как гласит цитата из ТЗ на конкурс, «не позволяет в полной мере воспользоваться всей полнотой функционала электронного документооборота».

Смысл этой фразы стал понятен аналитикам «АйТи», когда они, проводя интервью с ключевыми пользователями, обнаружили, что выполнение некоторых элементарных операций (например, открытие карточки документа) в ряде случаев при большом числе одновременно работающих пользователей занимает до минуты и даже более времени, говорит Бейлезон.

«Разработчик СЭД разводил руками, ссылаясь на ограничения устаревшей платформы. Вендор платформы предложил провести миграцию на новую версию (не бесплатно), после чего, по сути, пересоздать СЭД (поскольку старая и новая версия платформы несовместимы), - объясняет он. - Привлечь сторонних разработчиков для консервативного разрешения ситуации ФМС не могла по причине закрытости кода платформы. В общем, ситуация усугублялась и никак не стыковалась с планами развития функциональности СЭД и распространения ее действия на все территориальные подразделения Службы. Поэтому ФМС России было принято достаточно смелое решение — провести дальнейшую модернизацию СЭД, сохранив весь ее функционал, но не привязываясь к существующей на данный момент программной платформе».

В «АйТи» говорят, что сейчас заканчивается реализация первой очереди проекта, запускается в опытную эксплуатацию функциональность внутреннего документооборота — поручения, служебные записки, локальные нормативные акты, организационно-распорядительные документы. В дальнейшем будет внедрен весь остальной функционал — входящие и исходящие документы, обращения граждан, договорная деятельность, прием граждан, хранение Фонда алгоритмов и программ. К концу проекта к системе будут подключены территориальные управления ФМС по всей стране.

Кто станет осуществлять техподдержку созданной системы, пока не ясно. На выполнение соответствующих работ будет объявлен еще один конкурс.

Денис Воейков