Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

План «Крок» и Минсвязи: ИТ-услуги органам власти будут оказывать госкомпании

План компании «Крок», разработанный по заказу Минкомсвязи, предполагает, что к 2023 г. все типовые системы и большинство специализированных ИТ-сервисов будут предоставляться из «гособлака». Поставщиков таких услуг планируется выбрать несколько, но все они должны принадлежать государству. Кроме того, появится «ведущий поставщик», который будет контролировать подрядчиков.

В Аналитическом центре при Правительстве прошло общественное обсуждение организационных подходов к построению единой инженерной инфраструктуры органов госвласти - «гособлака».

О концептуальной модели построения «гособлака» и плане-графике его реализации (полностью документ можно увидеть здесь, а здесь презентацию с основными выдержками из него) рассказали представители Минкомсвязи и системного интегратора «Крок».

Минкомсвязи выступает заказчиком проектирования единой инфраструктуры, а «Крок» в октябре 2013 г. заключил контракт на выполнение этих работ, доплатив за его получение на аукционе 4 тыс. руб.

В заседании приняли участие директор департамента координации информатизации Минкомсвязи Николай Яцеленко, его заместитель Яков Тебеньков, а также несколько сотрудников «Крок».

Избранные поставщики

В разработанном документе можно выделить несколько основных концептуальных предложений. Во-первых, все информационные системы (ИС) ведомств предложено разбить на три типа: базовые (служба единого каталога, e-mail, IP-телефония, СУБД, ВКС и т.п), типовые (например, СЭД, бухгалтерское и кадровое ПО, BI, ERP) и специализированные.

Отнесение системы к тому или иному классу будет влиять на саму возможность ее переноса в единое «гособлако» и срок такого переноса.

Во-вторых, разработчики концепции выделили четыре возможных организационных подхода к ведомственной информатизации. Существующий сейчас подход получил в документе название «регулятивного». Кроме него существуют централизованный и децентрализованный подходы.

Для гособлака Минкомсвязи и «Крок» предлагают использовать четвертый подход – «смешанный». Он подразумевает, что за каждым блоком ведомств – правоохранительным (МВД, Генпрокуратура, ФСИН и т.д.), финансовым (Минфин, ФК, ФНС), социальным (Минздрав, ФОМС, ПФР) - будет закреплено по одному поставщику. При этом у любого из ведомств будет возможность заказать услуги у другого поставщика из списка закрепленных, даже если он обслуживает другой блок.

Поставщики должны будут принадлежать государству или контролироваться им. В качестве примеров таких компаний сотрудники Минкомсвязи привели «Ростелеком», «Гознак» и НИИ «Восход».

Заказывать разработку облачных услуг поставщики, согласно концепции, будут у создателей – производителей. Их принадлежность государству в документе не предусматривается.

Мониторинг работы выбранных поставщиков будет осуществляться регуляторами (Минфин, Минкомсвязи, ФСБ, ФСТЭК) и «ведущим поставщиком». Эта организация также должна принадлежать или контролироваться государством.

Ведущий поставщик будет формировать каталог услуг и управлять этим каталогом. Также он должен отчитываться перед регуляторами, контролировать качество услуг, оказываемых поставщиками, и мер по защите информации.

Кроме того, ведущий поставщик будет отслеживать, «что каждая из услуг, зафиксированная в каталоге, поставляется более чем одним поставщиком». Таким образом, по мнению авторов документа, поставщики смогут конкурировать за предоставление услуг для федеральных органов власти.

Роль ведущего поставщика не может сочетаться с ролью поставщика, говорится в концепции.

Помимо этого в концепции сформулированы основные принципы миграции систем в «гособлако». Все вновь создаваемые и модернизируемые системы должны переноситься на единую инфраструктуру. Очередность переноса сервисов – от базовых к специализированным. Возможны исключения из этого правила - решения об этом должна принимать правительственная комиссия по ИТ.

В 2014 г. авторы концепции предполагают создать ядро системы и провести опытную эксплуатацию в пилотных госорганах. В 2015 г. пилоты должны быть переведены в промышленную эксплуатацию. С 2016 г. планируется увеличивать число ведомств, обеспечив в итоге повсеместный переход на единую инфраструктуру.

К 2023 г. 100% ИКТ-инфраструктуры и типовых систем, а также 70% специализированных ИТ-сервисов должны предоставляться из «гособлака», говорится в концепции.

План-график реализации концепции

Этап работ Мероприятия Ответственные за исполнение Результаты мероприятий
Этап 1. Создание Единой инфраструктуры (2014-2016 гг.).
2014 год. 1-й квартал. Выбор организационной модели предоставления услуг Правительственная комиссия Выбрана одна из представленных организационных моделей
Выбор Поставщиков, готовых предоставлять услуги (согласно организационной модели). Минкомсвязь России Составлен перечень Поставщиков
2014 год. 1-й и 2-й кварталы. Разработка нормативно-правовой базы и стандартов по работе Единой инфраструктуры Минкомсвязь России Разработан перечень необходимых документов оснований, нормативных и законодательных актов для работы Единой инфраструктуры.
2014 год. 2-й…4-й кварталы. Построение базовых элементов Единой инфраструктуры выбранными Поставщиками. Разработка базовых и типовых услуг из Каталога услуг. Поставщики услуг Готовность не менее двух Поставщиков к предоставлению минимального набора базовых и типовых услуг.
2015 год. 1-й…2-й кварталы.
2014 год. 4-й квартал. Введение ограничений на капитальные ИКТ расходы по созданию новых АИС в ФОГВ. Правительственная комиссия Капитальные ИКТ-бюджеты 2015 и далее годов ограничены.
Минкомсвязь России
2015 год. 1-й и 2-й квартал. Подключение пилотных ФОГВ к Гособлаку. Пилотное использование минимального набора базовых и типовых услуг Единой инфраструктуры. Пилотные ФОГВ Базовые и типовые услуги успешно оказаны для пилотных ФОГВ
Поставщики услуг Единая инфраструктура переведена в промышленную эксплуатацию.
Минкомсвязь России
2015 год. 2-й…4-й квартал. Промышленное использование ряда базовых и типовых услуг, предоставляемых Единой инфраструктурой, в пилотных ФОГВ. Пилотные ФОГВ Перевод ряда компонентов ИТКИ пилотных ФОГВ в Единую инфраструктуру.
2016 год. 1-й…2-й квартал. Поставщики услуг
Минкомсвязь России
2015-2016 годы. Расширение каталога услуг. Поставщики Количество базовых и типовых услуг в Каталоге возросло на 50%.
Минкомсвязь России
Результаты первого Этапа Создано не менее двух Поставщиков услуг.
Каждый из Поставщиков реализовал компоненты Единой инфраструктуры и Каталог услуг.
В рамках Поставщиков сформирована технологическая база, процессы и человеческие ресурсы для эффективного развития инфраструктуры.
Все пилотные ФОГВ начали успешное использование базовых и типовых услуг и перенесли не менее 20% компонентов ИТКИ в Единую инфраструктуру.
Капитальные затраты пилотных ФОГВ на ИКТ-инфраструктуру в части ИТКИ снижены не менее чем на 10%.
Этап 2. Полный переход на Единую инфраструктуру (2017-2023)
2017 год Начало предоставления базовых и типовых услуг Единой инфраструктуры для всех ФОГВ ФОГВ, Базовые и типовые услуги из Единой инфраструктуры оказываются для всех ФОГВ
Поставщики услуг,
Минкомсвязь России,
2017-2020 гг. Развитие услуг Каталога услуг Поставщики услуг В Каталог введены недостающие услуги, необходимые для работы ФОГВ.
Минкомсвязь России
2017-2018 гг. По итогам эксплуатации Единой инфраструктуры принятие решения о дополнении набора Поставщиков услуг в соответствии с перечнем, утвержденным на первом этапе Правительственная комиссия Сформированы дополнительные Поставщики услуг.
Минкомсвязь России Географически расширена зона предоставления услуг Поставщиками услуг.
2017-2018 гг. Использование всеми ФОГВ базовых и типовых услуг в полном объеме ФОГВ, Выполнен перевод не менее 20% компонентов ИТКИ и типовых систем всех ФОГВ в Единую инфраструктуру
Поставщики услуг.
2017-2018 гг. Проектирование и модернизация специализированных АИС в рамках Каталога услуг. ФОГВ, Разработаны подходы к работе специализированных АИС в рамках Единой инфраструктуры.
Поставщики услуг
Минкомсвязь России
2019-2020 гг. Использование всеми ФОГВ базовых и типовых услуг. Начало создания специализированых услуг. ФОГВ, Перевод до 50% ИТКИ и типовых систем всех ФОГВ в единую инфраструктуру.
Поставщики услуг. Из Каталога услуг предоставляются до 10% специализированных услуг.
Минкомсвязь России
2020-2023 гг. Перенос ИКТ-инфраструктуры ФОГВ на Единую инфраструктуру. ФОГВ, Перевод до 100% ИТКИ и типовых систем всех ФОГВ в единую инфраструктуру.
Поставщики услуг. Создано и предоставляется из Каталога до 70% специализированных услуг.
Минкомсвязь России
Результаты второго Этапа. Создана и выведена на промышленную мощность Единая инфраструктура.
Единая инфраструктура предоставляет для ФОГВ полный перечень услуг, необходимых для их функционирования.
В Единую инфраструктуру перенесены все компоненты ИТКИ и типовые АИС, а так же не менее 70% специализированных АИС.

Чиновники и вендоры взволнованы

В ходе обсуждения концепции «гособлака» у присутствующих представителей ведомств и ИТ-компаний возникло множество вопросов – о том, как будут выбираться поставщики и проводиться тендеры, будут ли создатели «гособлака» стремиться к моновендорности, как именно сервисы будут разбиваться на классы.

Представители Минкомсвязи сообщили, что жесткой модели сейчас нет, и в дальнейшем в ходе пилотирования могут рассматриваться разные варианты. В части выбора поставщиков, например, возможно назначение единственных исполнителей для блоков ведомств.

Замглавы Роскомнадзора Роман Шередин заявил, что их СЭД глубоко интегрирована с остальными системами ведомства и ее перенос в «гособлако» может парализовать работу. Яков Тебеньков согласился, что случай СЭД в Роскомнадзоре надо рассматривать отдельно и не факт, что нужна ее миграция.

Помимо этого Шередин посетовал, что при подготовке концепции «гособлака» не были учтены предложения Роскомнадзора. Тебеньков пообещал сделать это в ходе будущих научно-исследовательских работах.

В целом представителя Роскомнадзора в первую очередь волновал вопрос о том, какие сервисы будут отнесены к базовым. Замруководителя Федерального Казначейства Сергей Гуральников также со своей стороны заявил о важности правильного отнесения сервисов к трем перечисленным выше классам. Таким образом, главное, что хотели понять чиновники, это то, какие системы придется отдавать в «гособлако» в первую очередь.

Представитель «Компьюлинка» выразил сомнение в целесообразности смешанного контроля со стороны и регуляторов, и ведущего поставщика. По мнению представителя компании, такая функция должна быть сосредоточена в одних руках. Эксперт Microsoft отметил, что при децентрализации общие затраты могут возрастать, т.к. появляется большее число систем и требуется больше носителей для хранения данных.

Представитель Oracle поинтересовался, будет ли в определенных частях гособлака (СУБД и т.д.) ориентация на решения какого-то одного вендора или же речь идет об интеграции ПО разных поставщиков. В Минкомсвязи сообщили, что столь конкретные вопросы пока обсуждать рано.

Финансово–организационное взаимодействие в рамках "гособлака"

Что решили

Роль Аналитического центра, в котором проходило обсуждение, состоит в подготовке заключения для Правительства по поводу концепции Минкомсвязи. Модерировавший дискуссию руководитель дирекции по инновациям Юрий Аммосов в конце заседания предложил вернуться к обсуждению концепции еще раз, прояснив ряд вопросов, возникших у участников встречи.

К текущему документу с учетом обсуждения Аммосов предложил ряд замечаний. В частности, было решено зафиксировать в документе, что на этапе «пилотов», в «гособлако» нужно переносить только базовые сервисы, а типовые запланировать после успешного завершения первой миграции.

Помимо этого, на следующем обсуждении должны быть конкретизированы бизнес-процессы и ответственность сторон, критерии и порядок выбора поставщиков, уровни качества сервисов, вопросы обеспечения информационной безопасности и др.

Ожидаемый эффект

По оценке Минкомсвязи, переход на единую инфраструктуру позволит оптимизировать затраты на информатизацию федеральных госорганов (ФОИВ) на 22%. Для примера, в 2014-2016 гг. федеральные ведомства запланировали потратить на ИКТ (код бюджетной классификации 242) 378,76 млрд руб., заявили в министерстве.

Правда, эти расходы безо всякого «гособлака» уже подверглись сокращению со стороны Минфина, который подтвердил только 244 млрд. руб. Аналогичный показатель год назад (2013-2015 гг.) составлял 243 млрд руб.

Денис Легезо