План «Крок» и Минсвязи: ИТ-услуги органам власти будут оказывать госкомпании
План компании «Крок», разработанный по заказу Минкомсвязи, предполагает, что к 2023 г. все типовые системы и большинство специализированных ИТ-сервисов будут предоставляться из «гособлака». Поставщиков таких услуг планируется выбрать несколько, но все они должны принадлежать государству. Кроме того, появится «ведущий поставщик», который будет контролировать подрядчиков.В Аналитическом центре при Правительстве прошло общественное обсуждение организационных подходов к построению единой инженерной инфраструктуры органов госвласти - «гособлака».
О концептуальной модели построения «гособлака» и плане-графике его реализации (полностью документ можно увидеть здесь, а здесь презентацию с основными выдержками из него) рассказали представители Минкомсвязи и системного интегратора «Крок».
Минкомсвязи выступает заказчиком проектирования единой инфраструктуры, а «Крок» в октябре 2013 г. заключил контракт на выполнение этих работ, доплатив за его получение на аукционе 4 тыс. руб.
В заседании приняли участие директор департамента координации информатизации Минкомсвязи Николай Яцеленко, его заместитель Яков Тебеньков, а также несколько сотрудников «Крок».
Избранные поставщики
В разработанном документе можно выделить несколько основных концептуальных предложений. Во-первых, все информационные системы (ИС) ведомств предложено разбить на три типа: базовые (служба единого каталога, e-mail, IP-телефония, СУБД, ВКС и т.п), типовые (например, СЭД, бухгалтерское и кадровое ПО, BI, ERP) и специализированные.
Отнесение системы к тому или иному классу будет влиять на саму возможность ее переноса в единое «гособлако» и срок такого переноса.
Во-вторых, разработчики концепции выделили четыре возможных организационных подхода к ведомственной информатизации. Существующий сейчас подход получил в документе название «регулятивного». Кроме него существуют централизованный и децентрализованный подходы.
Для гособлака Минкомсвязи и «Крок» предлагают использовать четвертый подход – «смешанный». Он подразумевает, что за каждым блоком ведомств – правоохранительным (МВД, Генпрокуратура, ФСИН и т.д.), финансовым (Минфин, ФК, ФНС), социальным (Минздрав, ФОМС, ПФР) - будет закреплено по одному поставщику. При этом у любого из ведомств будет возможность заказать услуги у другого поставщика из списка закрепленных, даже если он обслуживает другой блок.
Поставщики должны будут принадлежать государству или контролироваться им. В качестве примеров таких компаний сотрудники Минкомсвязи привели «Ростелеком», «Гознак» и НИИ «Восход».
Заказывать разработку облачных услуг поставщики, согласно концепции, будут у создателей – производителей. Их принадлежность государству в документе не предусматривается.
Мониторинг работы выбранных поставщиков будет осуществляться регуляторами (Минфин, Минкомсвязи, ФСБ, ФСТЭК) и «ведущим поставщиком». Эта организация также должна принадлежать или контролироваться государством.
Ведущий поставщик будет формировать каталог услуг и управлять этим каталогом. Также он должен отчитываться перед регуляторами, контролировать качество услуг, оказываемых поставщиками, и мер по защите информации.
Кроме того, ведущий поставщик будет отслеживать, «что каждая из услуг, зафиксированная в каталоге, поставляется более чем одним поставщиком». Таким образом, по мнению авторов документа, поставщики смогут конкурировать за предоставление услуг для федеральных органов власти.
Роль ведущего поставщика не может сочетаться с ролью поставщика, говорится в концепции.
Помимо этого в концепции сформулированы основные принципы миграции систем в «гособлако». Все вновь создаваемые и модернизируемые системы должны переноситься на единую инфраструктуру. Очередность переноса сервисов – от базовых к специализированным. Возможны исключения из этого правила - решения об этом должна принимать правительственная комиссия по ИТ.
В 2014 г. авторы концепции предполагают создать ядро системы и провести опытную эксплуатацию в пилотных госорганах. В 2015 г. пилоты должны быть переведены в промышленную эксплуатацию. С 2016 г. планируется увеличивать число ведомств, обеспечив в итоге повсеместный переход на единую инфраструктуру.
К 2023 г. 100% ИКТ-инфраструктуры и типовых систем, а также 70% специализированных ИТ-сервисов должны предоставляться из «гособлака», говорится в концепции.
Этап работ | Мероприятия | Ответственные за исполнение | Результаты мероприятий |
---|---|---|---|
Этап 1. Создание Единой инфраструктуры (2014-2016 гг.). | |||
2014 год. 1-й квартал. | Выбор организационной модели предоставления услуг | Правительственная комиссия | Выбрана одна из представленных организационных моделей |
Выбор Поставщиков, готовых предоставлять услуги (согласно организационной модели). | Минкомсвязь России | Составлен перечень Поставщиков | |
2014 год. 1-й и 2-й кварталы. | Разработка нормативно-правовой базы и стандартов по работе Единой инфраструктуры | Минкомсвязь России | Разработан перечень необходимых документов оснований, нормативных и законодательных актов для работы Единой инфраструктуры. |
2014 год. 2-й…4-й кварталы. | Построение базовых элементов Единой инфраструктуры выбранными Поставщиками. Разработка базовых и типовых услуг из Каталога услуг. | Поставщики услуг | Готовность не менее двух Поставщиков к предоставлению минимального набора базовых и типовых услуг. |
2015 год. 1-й…2-й кварталы. | |||
2014 год. 4-й квартал. | Введение ограничений на капитальные ИКТ расходы по созданию новых АИС в ФОГВ. | Правительственная комиссия | Капитальные ИКТ-бюджеты 2015 и далее годов ограничены. |
Минкомсвязь России | |||
2015 год. 1-й и 2-й квартал. | Подключение пилотных ФОГВ к Гособлаку. Пилотное использование минимального набора базовых и типовых услуг Единой инфраструктуры. | Пилотные ФОГВ | Базовые и типовые услуги успешно оказаны для пилотных ФОГВ |
Поставщики услуг | Единая инфраструктура переведена в промышленную эксплуатацию. | ||
Минкомсвязь России | |||
2015 год. 2-й…4-й квартал. | Промышленное использование ряда базовых и типовых услуг, предоставляемых Единой инфраструктурой, в пилотных ФОГВ. | Пилотные ФОГВ | Перевод ряда компонентов ИТКИ пилотных ФОГВ в Единую инфраструктуру. |
2016 год. 1-й…2-й квартал. | Поставщики услуг | ||
Минкомсвязь России | |||
2015-2016 годы. | Расширение каталога услуг. | Поставщики | Количество базовых и типовых услуг в Каталоге возросло на 50%. |
Минкомсвязь России | |||
Результаты первого Этапа | Создано не менее двух Поставщиков услуг. | ||
Каждый из Поставщиков реализовал компоненты Единой инфраструктуры и Каталог услуг. | |||
В рамках Поставщиков сформирована технологическая база, процессы и человеческие ресурсы для эффективного развития инфраструктуры. | |||
Все пилотные ФОГВ начали успешное использование базовых и типовых услуг и перенесли не менее 20% компонентов ИТКИ в Единую инфраструктуру. | |||
Капитальные затраты пилотных ФОГВ на ИКТ-инфраструктуру в части ИТКИ снижены не менее чем на 10%. | |||
Этап 2. Полный переход на Единую инфраструктуру (2017-2023) | |||
2017 год | Начало предоставления базовых и типовых услуг Единой инфраструктуры для всех ФОГВ | ФОГВ, | Базовые и типовые услуги из Единой инфраструктуры оказываются для всех ФОГВ |
Поставщики услуг, | |||
Минкомсвязь России, | |||
2017-2020 гг. | Развитие услуг Каталога услуг | Поставщики услуг | В Каталог введены недостающие услуги, необходимые для работы ФОГВ. |
Минкомсвязь России | |||
2017-2018 гг. | По итогам эксплуатации Единой инфраструктуры принятие решения о дополнении набора Поставщиков услуг в соответствии с перечнем, утвержденным на первом этапе | Правительственная комиссия | Сформированы дополнительные Поставщики услуг. |
Минкомсвязь России | Географически расширена зона предоставления услуг Поставщиками услуг. | ||
2017-2018 гг. | Использование всеми ФОГВ базовых и типовых услуг в полном объеме | ФОГВ, | Выполнен перевод не менее 20% компонентов ИТКИ и типовых систем всех ФОГВ в Единую инфраструктуру |
Поставщики услуг. | |||
2017-2018 гг. | Проектирование и модернизация специализированных АИС в рамках Каталога услуг. | ФОГВ, | Разработаны подходы к работе специализированных АИС в рамках Единой инфраструктуры. |
Поставщики услуг | |||
Минкомсвязь России | |||
2019-2020 гг. | Использование всеми ФОГВ базовых и типовых услуг. Начало создания специализированых услуг. | ФОГВ, | Перевод до 50% ИТКИ и типовых систем всех ФОГВ в единую инфраструктуру. |
Поставщики услуг. | Из Каталога услуг предоставляются до 10% специализированных услуг. | ||
Минкомсвязь России | |||
2020-2023 гг. | Перенос ИКТ-инфраструктуры ФОГВ на Единую инфраструктуру. | ФОГВ, | Перевод до 100% ИТКИ и типовых систем всех ФОГВ в единую инфраструктуру. |
Поставщики услуг. | Создано и предоставляется из Каталога до 70% специализированных услуг. | ||
Минкомсвязь России | |||
Результаты второго Этапа. | Создана и выведена на промышленную мощность Единая инфраструктура. | ||
Единая инфраструктура предоставляет для ФОГВ полный перечень услуг, необходимых для их функционирования. | |||
В Единую инфраструктуру перенесены все компоненты ИТКИ и типовые АИС, а так же не менее 70% специализированных АИС. |
Чиновники и вендоры взволнованы
В ходе обсуждения концепции «гособлака» у присутствующих представителей ведомств и ИТ-компаний возникло множество вопросов – о том, как будут выбираться поставщики и проводиться тендеры, будут ли создатели «гособлака» стремиться к моновендорности, как именно сервисы будут разбиваться на классы.
Представители Минкомсвязи сообщили, что жесткой модели сейчас нет, и в дальнейшем в ходе пилотирования могут рассматриваться разные варианты. В части выбора поставщиков, например, возможно назначение единственных исполнителей для блоков ведомств.
Замглавы Роскомнадзора Роман Шередин заявил, что их СЭД глубоко интегрирована с остальными системами ведомства и ее перенос в «гособлако» может парализовать работу. Яков Тебеньков согласился, что случай СЭД в Роскомнадзоре надо рассматривать отдельно и не факт, что нужна ее миграция.
Помимо этого Шередин посетовал, что при подготовке концепции «гособлака» не были учтены предложения Роскомнадзора. Тебеньков пообещал сделать это в ходе будущих научно-исследовательских работах.
В целом представителя Роскомнадзора в первую очередь волновал вопрос о том, какие сервисы будут отнесены к базовым. Замруководителя Федерального Казначейства Сергей Гуральников также со своей стороны заявил о важности правильного отнесения сервисов к трем перечисленным выше классам. Таким образом, главное, что хотели понять чиновники, это то, какие системы придется отдавать в «гособлако» в первую очередь.
Представитель «Компьюлинка» выразил сомнение в целесообразности смешанного контроля со стороны и регуляторов, и ведущего поставщика. По мнению представителя компании, такая функция должна быть сосредоточена в одних руках. Эксперт Microsoft отметил, что при децентрализации общие затраты могут возрастать, т.к. появляется большее число систем и требуется больше носителей для хранения данных.
Представитель Oracle поинтересовался, будет ли в определенных частях гособлака (СУБД и т.д.) ориентация на решения какого-то одного вендора или же речь идет об интеграции ПО разных поставщиков. В Минкомсвязи сообщили, что столь конкретные вопросы пока обсуждать рано.
Что решили
Роль Аналитического центра, в котором проходило обсуждение, состоит в подготовке заключения для Правительства по поводу концепции Минкомсвязи. Модерировавший дискуссию руководитель дирекции по инновациям Юрий Аммосов в конце заседания предложил вернуться к обсуждению концепции еще раз, прояснив ряд вопросов, возникших у участников встречи.
К текущему документу с учетом обсуждения Аммосов предложил ряд замечаний. В частности, было решено зафиксировать в документе, что на этапе «пилотов», в «гособлако» нужно переносить только базовые сервисы, а типовые запланировать после успешного завершения первой миграции.
Помимо этого, на следующем обсуждении должны быть конкретизированы бизнес-процессы и ответственность сторон, критерии и порядок выбора поставщиков, уровни качества сервисов, вопросы обеспечения информационной безопасности и др.
Ожидаемый эффект
По оценке Минкомсвязи, переход на единую инфраструктуру позволит оптимизировать затраты на информатизацию федеральных госорганов (ФОИВ) на 22%. Для примера, в 2014-2016 гг. федеральные ведомства запланировали потратить на ИКТ (код бюджетной классификации 242) 378,76 млрд руб., заявили в министерстве.
Правда, эти расходы безо всякого «гособлака» уже подверглись сокращению со стороны Минфина, который подтвердил только 244 млрд. руб. Аналогичный показатель год назад (2013-2015 гг.) составлял 243 млрд руб.