Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

1С готовится подвинуть SAP

Достигнув доминирующего положения в сегменте систем управления для средних и малых компаний, «1С» впервые представила продукт, который подходит для крупных компаний с числом рабочих мест более 10 тыс. Оставаясь лидером по числу внедрений, крупнейший отечественный разработчик ПО бросает вызов лидеру по доходам на российском рынке ERP – немецкой компании SAP.

На конференции для корпоративных клиентов «1С» анонсировала бета-версию системы «1С:Управление предприятием (ERP) 2.0», в создании которой принимали участие более 100 специалистов. Пилотные внедрения решения уже начались на четырех предприятиях.

«Ранее компания избегала использования аббревиатуры ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) в отношении своих продуктов, - говорит глава «1С» Борис Нуралиев, - С выходом нового решения мы перестали стесняться. Функционально это действительно полноценная ERP-система».

Новый продукт основывается на платформе «1С:Предприятие 8.3», о которой недавно писал CNews, и станет продолжением «1С:Управление производственным предприятием» версии 1.3.

До сих пор у «1С» не было ПО для автоматизации предприятий, на которых число сотрудников превышает 50 тыс. человек, а автоматизированных рабочих мест – 10 тыс. Теперь заказчикам такого масштаба разработчик готовится предложить «1С:Управление предприятием (ERP) 2.0».

По данным на 1 июля 2013 г. предыдущими версиями «Управление предприятием» пользуются свыше 13,7 тыс. компаний. Общая численность персонала у этих клиентов приближается к 6,76 млн человек.

В первую пятерку самых масштабных заказчиков «1С» по числу рабочих мест входят «Камаз» (более 7 тыс. АРМ), «Трансмашхолдинг» (свыше 5 тыс.), «Сибур – Центр обслуживания бизнеса» (3,5 тыс.), «Юнимилк» (1,76 тыс.) и «Русгидро» (1,35 тыс.).

Напомним, что лидером российского рынка систем управления предприятием в России по уровню доходов многие годы остается SAP. По итогам 2011 года, по данным IDC, доля доля этой немецкой компании составляла 47,8%, прежде всего, благодаря продажам в сегменте крупных корпораций. Фирма «1С» занимала второе место с долей 31,6%, с акцентом на внедрения в средних и малых предприятиях. Внедрением решений на базе «1С:УПП» занимаются 542 компании-франчайзи, имеющие статус «Центр компетенции по производству»».

Некоторое время назад SAP объявляла о своих планах развития в сегменте СМБ, но значимого успеха на российском рынке не добилась. С выходом системы «1C:Управление предприятием (ERP) 2.0», рассчитанной на крупный бизнес, роль атакующего переходит к «1С».

Линейка решений «1С», применяемых для автоматизации производственных предприятий, до выхода 1C:УП (ERP) 2.0

И после

Новая система изначально разрабатывалась на платформе «1С:Предприятие версии 8.3», которая должна обеспечить необходимый для крупных заказчиков уровень надежности и производительности. Кроме того, это позволило реализовать ряд «модных» возможностей – например, создавать интегрированные с основной системой «мобильные рабочие места». Ниже рассматриваются основные новации системы «Управление предприятием (ERP) 2.0».

Механизмы включения/выключения элементов

Механизм опций, реализованный в системе «1С:Управление предприятием (ERP) 2.0», позволяет «включать» или «выключать» различные функциональные части прикладного решения без программирования (изменения конфигурации), говорят в «1С».

«Механизм функциональных опций – это более гибкий инструмент управления функциональными частями конфигурации, чем просто отключение блока HR, складов и т.д., - поясняют разработчики. - Он позволяет настраивать (включать или выключать элементы функционала) работу прикладного решения внутри предметного блока, при этом для ряда функциональных частей также предусмотрена возможность полного отключения, например – расчет заработной платы по подразделениям».

«Если говорить про механизмы включения/выключения элементов функционала внутри предметного блока, то таких опциональных элементов в целом порядка 400, - добавляют в «1С». - В качестве примера можно привести: «использовать адресное хранение», «использовать акты приемки товаров», «использовать графики оплаты», «использовать запрет отгрузки» и т.д.

Также в «Управление предприятием» обновился большой пласт функционала. Для мониторинга показателей деятельности предприятия теперь можно строить иерархическую модель целей. При управлении производством используется нормативная информация о производственных процессах, представленная в ресурсных спецификациях, что позволяет оптимальным образом описать ход производства и потребляемые ресурсы различных видов.

В ERP «» появились ресурсные спецификации

Само управление производством в новой системе разделено на два уровня планирования: главного диспетчера (логиста) предприятия и локальный (цеховой). Результатом такого двухуровневого планирования является график производства, составленный с учетом взаимосвязанной оценки доступности материальных ресурсов и доступности производственных мощностей. Ход исполнения этапов в подразделении контролируется маршрутными листами.

Схема управления маршрутными листами на локальном (цеховом) уровне

Связь техобслуживания и производства

В подсистеме для управления обслуживанием и ремонтом оборудования учет объектов эксплуатации теперь ведется в разрезе классов, которые формируются по признакам общности состава паспортных характеристик, показателей наработки, видов ремонта, режимов эксплуатации. Для обслуживания объекты эксплуатации могут быть детализированы вплоть до ремонтных узлов.

При мониторинге состояния объектов можно учитывать данные о наработках и обнаруженных дефектах. Запланиро¬ванные ремонты влияют на доступность рабочих центров для производственного планирования, также работы для нужд ремонтов может выполнять производство. С помощью интеграции управления ремонтами и производственной подсистемы может формироваться полная стоимость владения объектами эксплуатации, считают в «1С».

Финансовый блок

Существенно расширены возможности управления бюджетным процессом. Теперь для работы с бюджетами используются табличные формы ввода и корректировки данных с возможностью сохранения истории изменений. Новая структура данных позволяет формировать экономические прогнозы, анализировать испол¬нение плановых показателей, проводить расширенный финансовый анализ.

В управлении денежными средствами реализована функциональность для учета кредитов, депозитов и займов, отражения операций с пластиковыми картами, в т.ч. эквайринговых. Помимо этого улучшения коснулись процессов управления взаиморасчетами, бухгалтерского и налогового учета, отчетности по МСФО, управления складом и т.д.

Апргейд

Пока «1С» не планирует прекращать продажи или снимать с поддержки «1С:Управление производственным предприятием», версии 1.3. «В случае принятия решения о прекращении продаж и/или поддержки этой редакции, пользователи и партнеры будут предупреждены об этом заблаговременно, не менее чем за 3 года до вступления такого решения в силу», - говорят в компании.

Миграция на финальную версию «Управление предприятием (ERP) 2.0», когда она появится, будет проходить на условиях апгрейда по стандартной схеме.

Эксперты советуют «1С» больше рассказывать рынку о примерах крупных клиентов, использующих ее ПО. «Большие компании для автоматизации базовых бизнес-процессов как правило выбирают платформенные решения класса «best practice», при этом используя «1С» на ряде учетных направлений, - считает советник по ИТ председателя Пенсионного фонда Сергей Кирюшин, ранее работавший ИТ-директором «Почты России» и «Аэрофлота». - Вместе с тем, я думаю, что у «1С» есть потенциал в этом направлении. Нужны конкретные позитивные кейсы и правильная политика (и инвестиции) со стороны производителя».