Разделы

Цифровизация Внедрения

Рынок BPM стабилен на протяжении 10 лет

На протяжении последних лет интерес к решениям BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) сохраняется на одном и том же уровне: сильно не растет, но и не падает. Около десяти лет подряд аналитики оценивают рост рынка в 10-15%. Не только в России, но и в мире круг пользователей BPM все еще ограничивается «ранними последователями». Несмотря на это, тема управления и автоматизации бизнес-процессов регулярно собирает самые представительные конференции и форумы. 6 февраля 2014 г. более 120 участников конференции «BPM: Современные тенденции в управлении», организованной CNews Conferences и CNews Analytics, обсудили проблемы, с которыми сталкиваются российские компании, внедряющие процессный подход в управлении.

Как и в других областях информационных технологий, общий фон рынка решений для управления бизнес-процессами определяется четырьмя глобальными ИТ-трендами: облака, мобильность, социальность и аналитика. Ожидается, что рынок решений BPaaS и Cloud BPM к 2018 г. вырастет до $7.12 млрд (от $1.09 млрд в 2013 г.), показав темп роста на 45.55% в год. Как рассказал Андрей Кулак, представитель по продажам ПО WebSphere компании IBM, последние обновления в платформе IBM BPM связаны с облачными решениями, мобильными приложениями и функциями социального взаимодействия. Тенденцию к росту аналитики в BPM демонстрирует методология Process Mining, предназначенная для «ренгена» бизнес-процессов, когда аналитическая обработка следов пользователя в информационных системах позволяет увидеть и описать объективно существующий процесс.

По мнению ряда экспертов, медленное распространите BPM-практик обусловлено тем, что во многих компаниях BPM сводится к документообороту, хотя задачи и возможности данного подхода гораздо шире. Как пояснил Анатолий Белайчук, президент компании «Бизнес-Консоль», системы документооборота (СЭД) призваны навести порядок в канцелярии, в то время как системы управления бизнес-процессами предназначены для повышения эффективности всего бизнеса.

Цели описания бизнес-процессов в компаниях


Источник:Источник: «Логика BPM», 2013

На протяжении всей конференции звучал вопрос: является ли описанный бизнес-процесс важной коммерческой информацией, которую надо защищать? Большинство экспертов сошлись во мнении, что бизнесс-процессы компании настолько неповторимы, насколько уникальна она сама. Ресурсы – материальные, трудовые или технологические – в каждой организации различаются, поэтому нельзя просто взять процесс и повторить его в другой компании. Однако, как отметил Андрей Коптелов, директор по консалтингу компании «Логика BPM», представители розничного бизнеса предпочитают не делиться подобной информацией не только с другими участниками рынка, но и с консультантами, видя в своих процессах ядро бизнеса и коммерческую тайну.

Наибольший интерес вызвал доклад об организации бизнес-процессов Сбербанка. В такой большой и территориально распределенной организации автоматизация процессов является очень сложной задачей, — рассказал Антон Декусар, руководитель проектов Управления развития архитектуры ИТ Сбербанка. Понимая, что бизнес-процессы финансового гиганта настолько уникальны, что их невозможно применить в других кредитных учреждениях, докладчик показал схему одного из них.

На конференции прозвучало много интересных примеров применения процессного подхода. В числе главных результатов внедрения систем BPM представители компаний назвали возможность увидеть, сколько времени требуется исполнителям для конкретной операции на самом деле. Как рассказали практики, всего лишь на первый взгляд кажется, что наблюдение за работой менеджера с секундомером способен дать реальный результат. В действительности же после внедрения процессного подхода в управлении становится очевидным, что данная «ручная» методика, не учитывающая многих факторов работы исполнителей, неэффективна.

Наталья Анищук