Разделы

Цифровизация Внедрения

В России инструменты BPM использует 16% компаний

BPM, Business Process Management, управление бизнес-процессами, – методология, которая широко используется организациями, стремящимися к эффективности, – имеет самые разные формы воплощения в зависимости от потребностей и уровня зрелости бизнеса. О различных подходах к реализации BPM говорили участники конференции «BPM: Управление бизнес-процессами 2014», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 18 сентября 2014 г.

Аналитики Forrester прогнозируют ежегодный рост рынка BPMS на 14,6%. К 2016 г. его объем должен достичь $7,6 млрд. Темпы роста рынка остаются стабильными на протяжении уже нескольких лет.

По данным исследования компании «Логика BPM», в России большинство заказчиков решают задачи автоматизации бизнес-процессов при помощи ERP (60%) или СЭД (58%), тогда как только 16% компаний полагаются в этом на специализированные BPMS-пакеты. Интерес к методологии BPM тем не менее оценен как высокий.

Этот парадокс имеет несколько объяснений. Так, бизнес-процессы, будучи смоделированными и документированными, могут быть автоматизированы посредством соответствующих настроек в ERP-системе и соблюдения регламентов. Об это рассказал Вадим Коровко, руководитель отдела бизнес приложений компании АББ. Другой подход продемонстрировал Максим Волков, руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка: функции BPM встраиваются в систему в процессе ее разработки. В ряде случаев, когда требуется очень высокая производительность, как, например, при обработке банковских транзакций, стандартные движки BPM неприменимы, нужную скорость обеспечивает только реляционная СУБД.

Дмитрий Захаров, руководитель группы развития ИСУ «Лукойл-Информ», отметил, что идеальной архитектурой BPM была бы архитектура на основе сервисов и общей шины (модель SOA), которая бы обеспечила максимальную гибкость и интероперабельность, однако ее реализация потребовала бы значительных усилий по разработке. К тому же крупные компании, стремясь минимизировать риски, предпочитают приобретать программные решения, в том числе и BPM, от известных поставщиков.

Большинство топ-менеджеров и владельцев бизнеса пока не до конца понимают, что такое управление бизнес-процессами, а без непосредственного участия первых лиц инициативы BPM чаще всего терпят неудачу или в лучшем случае дают ограниченный эффект на уровне подразделения. Поэтому особый интерес участников вызвало выступление Рафаэля Минахметова, владельца компании «ЭкоИнвест», который не только уже полностью перевел свою компанию на процессное управление, но и планирует использовать преимущества BPM при расширении бизнеса путем развития сети филиалов или франшизы, полагая отточенные бизнес-процессы одним из главных активов.