Разделы

Бизнес Законодательство Интернет Интернет-доступ Цифровизация ИТ в госсекторе

Николай Никифоров: Модель управления инфраструктурой интернета должна быть многосторонней

Российская делегация во главе с министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым приняла участие в работе глобальной конференции по вопросу управления инфраструктурой интернета NETmundial-2014. Открыла мероприятие президент Федеративной Республики Бразилия Дилма Русеф. Глава Минкомсвязи России озвучил позицию Российской Федерации и предложил создать или уполномочить в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) отдельную структуру для выработки международно-правовых норм по управлению инфраструктурой интернета.

Сейчас регулированием интернета в части доменных имен, IP-адресов и прочих механизмов занимается созданная при участии правительства США международная некоммерческая организация Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICAAN). Однако в 2013-2014 гг. глобальной общественности стали известны ранее неизвестные факты о методах работы разведывательных структур ряда стран, о практике массового сбора и хранения персональных данных граждан. Все это выявило уязвимость глобальной сети и продемонстрировало, что частная жизнь каждого пользователя может находиться под пристальным вниманием определенного круга лиц.

В связи с этим глава Минкомсвязи России заявил о необходимости равноправного участия всех государств в управлении инфраструктурой интернета и недопущении ситуации массового нарушения прав и основополагающих свобод человека.

По словам министра, эффективно решать вопрос о совершенствовании действующей модели управления инфраструктурой интернета можно лишь при условии тесного международного сотрудничества и при ведущей роли государств.

«Очевидно, что сегодня мировому сообществу нужны незамедлительные, скоординированные и эффективные действия, направленные на совершенствование действующей модели управления инфраструктурой интернета.

Особо отмечу, что государство рассматривает гражданское общество как важного партнера и союзника в вопросах выстраивания сбалансированной, безопасной и уважающей права человека экосистемы интернета. За последние годы многие формы и методы такого сотрудничества апробированы и дали хорошие результаты.

Мы разделяем мнение о том, что модель управления инфраструктурой интернета должна быть многосторонней (multistakeholder). Это понимание было отражено в совместном заявлении глав государств «восьмерки» в Довиле в 2011 г.», - отметил Никифоров.

Однако, по мнению российского министра, нужно четко определить роли всех заинтересованных сторон в этом процессе, в том числе государств. Т.к. именно государства являются субъектами международного права, именно они выступают гарантом прав и свобод своих граждан, играют основную роль в вопросах экономики, безопасности и стабильности информационной инфраструктуры интернета, принимают меры для предупреждения, выявления и пресечения противоправных действий в глобальной сети.

По его словам участие государств в сфере своих полномочий в процессе принятия решений по вопросам управления инфрастуктурой сети интернет позволит решить ряд проблем. Это и использование интернета в целях массового нарушения прав и основополагающих свобод человека, отсутствие баланса между обеспечением безопасности в интернете и соблюдением прав человека, а также отсутствие единого центра для выработки межгосударственной политики и международных стандартов в области надлежащего управления инфраструктурой интернета.

«Российская Федерация исходит из понимания того, что интернет должен оставаться открытым, транснациональным ресурсом, наделенным справедливым и по-настоящему международным механизмом управления инфраструктурой, способным породить уверенность, доверие и всеобщие равные возможности для экономического развития», - добавил Никифоров.

Министр также выразил беспокойство низким уровнем координации международных, региональных и национальных усилий по управлению инфраструктурой интернета.

«Отдельные вопросы управления инфраструктурой интернета разделены между различными организациями и решение их слабо скоординировано. К примеру, Форум по вопросам управления использования интернета (ФУИ) не является ответственным органом за выработку и принятие глобальной политики в области управления инфраструктурой интернета. И по своему формату не может быть наделен такими полномочиями. ICANN не имеет согласованного на международном уровне мандата для обеспечения своей деятельности, ее функции сводятся к управлению лишь критическими ресурсами интернета.

Кроме того, ICANN не является международной правительственной организацией с глобальной представленностью стран, что автоматически не позволяет соблюсти принцип равноправия государств применительно к сфере управления инфраструктурой интернета», - заявил Николай Никифоров.

По его мнению, для решения указанных задач в рамках ООН может быть создана отдельная международная структура, призванная разрабатывать и побуждать, внедрять в национальные законодательства международно-правовые нормы и иные стандарты в области управления инфраструктурой интернета, а также обеспечивать координацию и взаимосвязь профильных международных структур, институтов, организаций и иных форумов. Либо такими функциями может быть наделен МСЭ (Международный союз электросвязи) как профильная международная организация.

«Российская Федерация готова обсуждать в рамках встречи различные идеи и предложения, которые могут в перспективе помочь международному сообществу создать поистине безопасную, открытую и эффективную модель управления инфраструктурой интернета, основанную на согласованных на международном уровне нормах и иных стандартах», - пояснил министр.

Михаил Иванов