Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Сергей Абрамов: России нужна национальная суперкомпьютерная техплатформа

Директор Института программных систем имени А.К. Айламазяна РАН Сергей Абрамов в интервью CNews рассказал, как продвигается формирование национальной суперкомпьютерной технологической платформы, и ответил на ряд других вопросов, касающихся российского суперкомпьютерного рынка.

  CNews: ИПС РАН планирует сотрудничество с какими-то другими западными компаниями для разработки новых суперкомпьютерных платформ?

Сергей Абрамов: Я очень много думаю над этим. То, что удалось получить в результате предыдущего проекта, вывело институт программных систем (и не только его) на новый уровень понимания, на новый уровень экспертизы. Сегодня мы не боимся браться за ту работу, которую раньше без партнеров бы не стали делать. Сейчас сотрудничество с зарубежными компаниями нужно в таком объеме, который позволяет более эффективно организовывать свою работу. Если можешь эффективно сделать это сам, тебе никто не нужен. Партнеры нужны, когда сам не можешь что-то сделать. Тогда с партнером проще, выгоднее, эффективнее. За счет реализации проекта СКИФ-Аврора мы вышли на новый уровень, однако, несомненно, есть базовые позиции, которые можно сделать самим, но будет дольше, дороже или хуже. И в этом случае нам будут нужны партнеры. И, видимо, они будут.

  Другой разговор, что отношения с партнёрами мы намерены строить не по схеме "интегратора": "Купили платы и собрали из них установку, нужна новая установка – покупаются новые платы". Нет, такой подход нам не интересен, мы научный институт, а не "компания-интегратор". Нам интересны совместные разработки, при которых разработанный продукт в виде технологий, конструкторской документации и, главное, прав на последующее производство, остаются в России. В сухом остатке любого проекта Россия должна получать новые технологии и права на их использование в производстве. Только на таких условиях мы готовы сотрудничать с зарубежными компаниями. Так мы поступали в проекте СКИФ-Аврора, так же намерены поступать и впредь.

  CNews: Насколько список Топ-50 мощнейших компьютеров России и СНГ отражает реальную ситуацию на суперкомпьютерном рынке? Это, в частности, касается распределения долей основных вендоров.

  Сергей Абрамов: В суперкомпьютерной отрасли много лукавства, это признают многие, практически все. Там очень часто ради того, чтобы войти в очередной рейтинг, участники решаются на некие хитрости, и это видно, это даже не скрывается. Однако, на мой взгляд, пока надо признать, что та информация, которая дается в Топ-500, позволяет сделать более-менее объективный анализ, хотя бы потому, что другой информации нет. Поэтому, глядя на Топ-50, анализируя Топ-500, можно изучать и тенденции, и тренды, рассматривать перспективность тех или иных технологий, оценивать позиции различных игроков и технологий на рынке. Российских игроков на рынке примерно 1/3, то есть достаточно много.

Кстати говоря, очень много разработчиков, которые работают на контрактах. Их названия не всегда написаны крупными буквами на передней стенке машины. Даже для меня, который вроде бы работает в этой отрасли и вроде бы должен знать ее всю, досконально, было шоком, когда я получил заявки от 150 членов национальной суперкомпьютерной платформы. Даже если отбросить личное членство, останется 140 членов. Это 55 предприятий, которые работают в данной отрасли. Ни одно, ни два, ни десяток – 55. Они поставляют различные технологии, работают во многих западных проектах, делают инфраструктуру, охлаждение, хотя и из западных компонент, но это не важно.

CNews: Как вы думаете, насколько сильны позиции местных разработчиков на российском рынке?

  Сергей Абрамов: Не секрет, что российским производителям на внутреннем рынке приходится испытывать жёсточайшее давление со стороны американских компаний, в первую очередь IBM и HP. Обусловлено это в первую очередь тем, что технологическое отставание России от США на сегодняшний день, по интегральным оценкам, составляет примерно пять лет. Это как раз срок устаревания технологий в данной отрасли. Поэтому технологии пятилетнего возраста не часто попадают под торговые ограничения, введённые правительством США, и российские производители оказываются в заведомо проигрышной ситуации. Те решения, которые для них являются новыми и в разработке которых присутствует изрядная доля НИОКР, для конкурентов являются уже проверенными (в течение пяти лет), отработанными и почти серийными. Естественно, цена установок у IBM и HP получается заметно ниже.

  Единственный способ исправления ситуации — сокращать отставание так, чтобы продукция, аналогичная предлагаемой российскими производителями, в США считалась достаточно новой и попадала под введённые правительством США торговые ограничения. Тогда получится, что правительство США своими мерами по ограничению торговли само "выдавливает" американских производителей с российского рынка. К этому мы стремимся и будем стремиться впредь.

Наталья Лаврентьева / CNews