Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Кадровый голод: сколько стоит ИТ-специалист в банке

Российский банковский сектор, являясь одним из самых технологичных в стране, тем не менее до сих пор отстает от своих зарубежных коллег. Одна из причин такого отставания – острый дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, способных оперативно и качественно внедрять новейшие разработки. Возможно ли победить этот дефицит путем неограниченного роста зарплат?

Острый дефицит ИТ-специалистов в России стал предметом обсуждения в правительстве РФ. 15 июля 2013 г. министр информационных технологий и связи Николай Никифоров отметил, что сейчас в ней работает около 300 тыс. человек, ещё 700 тыс. ИТ-специалистов трудятся в других отраслях, но их деятельность также связана с ИТ, а в целом это составляет примерно 1,4% всего трудоспособного населения России.

"Если мы сравним этот показатель с некоторыми другими странами, то там увидим оценки, что доля ИТ-специалистов составляет до 3% и даже до 5%. Потребность до 2018 г. оценивается более чем в 350 тыс. человек. Из них 150 тыс., как мы понимаем, будут подготовлены в рамках бюджетной основы по линии Минобрнауки, таким образом, остаётся дефицит в объёме около 200 тыс. человек", - сказал Николай Никифоров.

Сложности с наймом на работу квалифицированных ИТ-шников испытывает и банковский сектор, несмотря на то, что зарплаты в этой сфере являются одними из самых высоких.

«Вопрос найма ИТ-специалистов в банковской сфере стоит очень остро. Грамотные IT-специалисты востребованы на рынке труда, поскольку многие крупные компании активно внедряют различные ERP-cистемы. Кандидаты могут сами выбирать интересную компанию, проекты, а также предлагать свои условия», - рассказывает Юлия Калмыкова, начальник управления привлечения и подбора персонала «Промсвязьбанка».

По данным кадрового центра «Юнити», в последние 5–10 лет на одного ИТ-специалиста в банке приходилось по 2 вакансии, зарплата программистов в 2012 г. выросла до 90 тыс. руб., и имеет потенциал роста еще как минимум на 30%. Наиболее востребованными являются специалисты по информационной безопасности, техподдержке, разработчики, технологи отделов карточных решений, консультанты по программному обеспечению.

Согласно данным HeadHunter, число ИТ-вакансий в банковской сфере продолжало расти на протяжении всего 2013 г. Пик роста пришелся на апрель (167%) и июль (160%). При этом значение hh.индекса (показатель дефицитности специалистов, рассчитывается как соотношение резюме и вакансий) в среднем по России составляет 1,5.

Динамика вакансий по специализации "Банковское ПО" в ИТ сфере (янв. 2013 = 100%)

Источник: HeadHunter, 2013

Потребности и возможности

На фоне острого дефицита банковских ИТ-специалистов наблюдается рост их зарплатных ожиданий. Так, в среднем по России претенденты на вакансии в ИТ-службах банков рассчитывают получать не менее 70 тыс. руб. Эта цифра существенно разнится в зависимости от региона. Например, наименее притязательными, по данным HeadHunter, являются соискатели в Казани - они готовы работать за 35 тыс. руб., в то время как их коллеги из Санкт-Петербурга согласятся на 60 тыс. руб.

Ожидаемые зарплаты по специализации "Банковское ПО" в ИТ сфере по регионам (тыс. руб.)

Источник: HeadHunter, 2013

Что касается Москвы, то здесь уровень притязаний банковских ИТ-специалистов еще выше. Так, начинающие соискатели претендуют на 45 тыс. руб., но уже через 6 лет они рассчитывают получать не менее 150 тыс. руб.

Ожидаемые зарплаты по специализации "Банковское ПО" в ИТ сфере в Москве по стажу работы (тыс. руб.)

Источник: HeadHunter, 2013

Банки, в свою очередь, готовы предложить кандидатам зарплату в 60 тыс. руб. в среднем по России и 86,3 тыс. руб. в Москве. Что касается отдельных специальностей, то в столице, например, системный аналитик банка может претендовать на 100 тыс. руб., бизнес-аналитик – на 105 тыс. руб., программист Java – на 115 тыс. руб., а руководитель проектов – на 127,5 тыс. руб.

Предлагаемые зарплаты по специализации "Банковское ПО" в ИТ сфере (тыс. руб.)

Источник: HeadHunter, 2013

От количества к качеству

Не секрет, что российские банки частенько отстают от зарубежных по уровню предоставляемых сервисов, в том числе и в сфере ИТ. Одной из причин этого является именно отсутствие квалифицированных специалистов.

Согласно результатам исследования, проведенного banki.ru, cреди приоритетных ИТ-проектов в банковской сфере эксперты выделяют централизацию платформ, безбумажный документооборот, электронный банкинг, преобразование операционных функций, повышение надежности систем. По словам Юлии Соляевой, ведущего консультанта департамента ИТ и телеком рекрутмента Antal Russia, банки предпочитают специалистов, у которых, кроме технического, есть еще и дополнительное образование в области финансов. Нередко для успешного трудоустройства требуется наличие профессиональных сертификатов, например, ФСФР. Особенно это важно для бизнес-аналитиков и руководителей проектов.

«В последнее время требования к квалификации стали намного выше, все чаще требуются сотрудники с более узкой специализацией. Банки динамично развиваются, а это требует усовершенствования и внедрения новых ИТ-систем и использования новых технологий», - согласна с ней Юлия Калмыкова.

Несмотря на то, что банки являются одними из самых платежеспособных работодателей в России, предлагаемый ими высокий уровень заработной платы не способен в полной мере решить кадровую проблему. Ведь материальная составляющая не всегда является определяющей при выборе профессии, высококвалифицированные специалисты оценивают еще и ее творческий потенциал.

«Рост заработной платы способствует привлечению достойных специалистов, дает возможность выбирать лучших. Но помимо уровня оплаты кандидаты всегда оценивают масштаб проекта, для реализации которого их привлекают, возможности развития и применения своих профессиональных навыков и знаний, - говорит Юлия Калмыкова. - Также сейчас многие кандидаты при выборе работодателя уделяют большое внимание отрасли, к которой относится компания (банки, промышленность и пр.). Многие принимают решение в пользу консалтинга».

«Компании, в частности, консалтинговые, дают возможность работать удаленно или предлагают гибкие графики. Банки в этом плане немного отстают, вопрос гибких графиков сейчас активно прорабатывается многими игроками финансового рынка, кто-то уже внедряет гибкие графики. Что касается удаленной работы, то из-за соображений безопасности и особой специфики работы банков реализовать это не удается. Работа в банке требует полной отдачи и не позволяет вести параллельно другие проекты, которые могут приносить дополнительный доход. Это нередко приводит к отказам специалистов от предложений банков», - продолжает она.

Где решение?

Очевидно, что заработные платы специалистов не могут расти бесконечно, даже в банковском секторе. Как же в таком случае решать проблему их дефицита? Одним из путей выхода из создавшегося положения представители банков считают расширение сотрудничества с ИТ-компаниями, специализирующимися на банковском ПО. Кроме того, они не исключают и возможность подготовки ИТ-кадров для собственных нужд, но эта мера ориентирована, скорее, на решение будущих, а не сегодняшних проблем.

«Банк в большей степени ориентируется на ИТ-специалистов с экспертизой, готовых мгновенно включиться в работу и приносить максимальную отдачу, - говорит Юлия Калмыкова. - При этом мы понимаем, что необходимо взращивать талантливую молодежь, приглашаем ребят к нам на практику и трудоустраиваем на стартовые позиции, например, HelpDesk».

Представители рекрутингового бизнеса советуют банкам при поиске высококвалифицированных ИТ-специалистов не отказываться от услуг кандидатов из стран бывшего СССР. По словам представителей кадрового центра «Юнити», банки предъявляют завышенные требования к будущим работникам и их квалификации, но отказываются рассматривать заявления кандидатов из стран СНГ несмотря на то, что уровень их подготовки не ниже, чем у российских кандидатов.

Юлия Аршевская