Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ для стройки: масса потребностей, минимум инструментов

Уровень информатизации в строительстве заведомо ниже, чем в таких отраслях, как банки и телеком, и это объяснимо. Однако рост масштабов и сложности строительных проектов однозначно требует его повышения, поскольку прежде всего необходимо выстроить сквозную систему контроля качества строительно-монтажных работ, что без применения ИТ невозможно. А нарушение качества строительства – это прямая угроза безопасности людей.

Поэтому только крупные строительные холдинги, выполняющие полный цикл строительных работ, могут выступать заказчиками комплексных систем информатизации строительства – и это может дать импульс к развитию ИТ-решений для автоматизации всей строительной отрасли. Одним из таких заказчиков является холдинг "Стройгазконсалтинг" (СГК) – одна из крупнейших компаний России, причем объем бизнеса холдинга удвоился за последние два года, а численность персонала достигла 74 тыс. чел. Нетрудно предположить, что такой резкий рост произошел за счет активной политики слияний и поглощений – что в контексте ИТ всегда служит источником множества проблем. С другой стороны, обеспечить управление бизнес-процессами в такой огромной организации без ИТ абсолютно невозможно.

Потребность в комплексных ИТ-решениях для строительства также возникает при реализации масштабных программ жилищного строительства, инициируемых регионами. В таких задачах основная сложность заключается в том, что нужно обеспечить согласованную работу множества независимых организаций, а также их взаимодействие с органами власти. Например, в Санкт-Петербурге в рамках программы развития застроенных территорий (т.е. сноса ветхих пятиэтажек и постройки новых домов) должно быть обеспечено градостроительное развитие 22-х территорий общей площадью около 900 Га. Разработанное компанией "Системы и Проекты" для ООО "СПб Реновация" решение впоследствии превратилось в тиражируемый настраиваемый продукт IRM TDRM для автоматизации управления различными строительными проектами.

Бюрократия под контролем

В ситуации сверхдинамичного роста компании традиционные бюрократические методы управления становятся неприемлемы, поскольку время, затрачиваемое на принятие решений, становится недопустимо большим, что приводит неэффективности бизнеса. Быстрый рост влечет за собой пересмотр бизнес-процессов, а широкое применение кросс-функциональных команд и матричных структур позволяет сформировать более "плоскую" и инновационно-ориентированную структуру управления.

Как правило, компании, вошедшие в стадию активного роста, задумываются о выборе новой методологии управления и часто приходят именно к процессному управлению. Причем задача внедрения автоматизированной системы класса BPM поначалу вовсе не является приоритетной, кажется достаточным освоить саму методологию, чтобы навести порядок в своих бизнес-процессах.

Так считал Алексей Турчков, генеральный директор инжиниринговой компании "Геометрия", который для начала отправился на тренинг по моделированию бизнес-процессов: "Когда я шел на курсы по BPMN, меня интересовала только нотация, и на выходе я хотел получить регламенты, которые легли бы в основу должностных инструкций. Но на тренинге я узнал, что есть система, которая способна превратить схему в исполняемый код, сделав регламент ненужным. Это показалось более интересным и более логичным".

В принципе управление бизнес-процессами можно наладить и вовсе без ИТ. Для малых компаний это еще может быть справедливым, однако для среднего и крупного бизнеса такой тезис можно считать чисто теоретическим. Поэтому "Геометрия" решила миновать фазу бумажного управления бизнес-процессами и сразу внедрить современное решение BizAgi BPM Suite.

При выборе стартового процесса для развертывания системы правильней всего руководствоваться принципом наибольшего потенциала улучшений. Процесс, улучшение которого имеет ценный для бизнеса результат, является залогом того, что он будет принят сотрудниками, и что руководство компании не потеряет интерес к BPM. Ориентация на конкретный результат также способствует успеху проекта. По итогам реализации первой фазы проекта – процесса выставления коммерческих предложений – время отклика на запрос заказчика в "Геометрии" уменьшилось на 30%.

Следует упомянуть еще один момент: бизнес-процессы в строительстве отличаются высокой степенью неопределенности, поэтому классические подходы к внедрению ERP, ориентированные на точное планирование и регулярный характер производства, здесь несостоятельны. Бизнес-аналитики отмечают наличие существенной специфики бухгалтерского учета в данной отрасли, а также особенности производственного цикла, для которого, как правило, характерно значительное количество проектов, находящихся на различных стадиях реализации. Поэтому круг системных интеграторов, предлагающих услуги по внедрению ERP в строительстве, узок, а услуги их дороже, чем в среднем по рынку.

Александр Фетисов, член Координационного совета по ИТ-проектам холдинга "Стройгазконсалтинг" и куратор проекта внедрения автоматизированной системы управления качеством СМР, формулирует основные критерии выбора поставщика и партнера по внедрению: "Менеджмент холдинга в качестве возможных решений рассматривал только те платформы, решения на которых уже имели положительный опыт внедрения в СГК. Штат управляющей компании составляет 6 тыс. человек, и в дальнейшем планируется тиражирование решения на дочерние компании, поэтому платформа должна удовлетворять требованиям по масштабируемости и возможности одновременной работы значительного количества пользователей. Таким требованиям удовлетворяли только две платформы из шорт-листа – Microsoft Dynamics AX и SAP. В результате выбор был сделан в пользу Microsoft Dynamics AX, а партнером стала компания AFM Consulting со специализацией в постановке бизнес-процессов в строительстве".

Управление качеством

Качество в строительстве имеет очень важное значение, возможно, более важное, чем в других отраслях. Если в магазине или в банке в результате некачественного обслуживания вы имеете только лишь недовольных клиентов и финансовые потери, то нарушение качества строительных работ может привести к экологической катастрофе и человеческим жертвам. Поэтому система управления качеством строительно-монтажных работ (СМР) стала приоритетной задачей для ИТ.

Стандарты ISO серии 9000 создали базу для системы менеджмента качества во всех отраслях экономики. Однако они задали "канву", не доходя до уровня, который бы учитывал особенности строительной отрасли. Базовые стандарты серии ISO 9000 еще в 2001 г. получили прописку в России, но дальнейшее регулирование вопросов качества строительства было возложено на саморегулируемые организации (СРО), которые определяют обязательные для своих членов общие требования к корпоративным системам менеджмента качества.

В связи с этим выстраивать систему управления качеством пришлось, полагаясь только на собственный опыт, знания консультантов и требования зарубежных партнеров. "Боевое крещение" система прошла во время строительства системы магистральных газопроводов Бованенково-Ухта и освоения Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения.

До внедрения системы контроль качества СМР производился в "ручном режиме", бизнес-процессы не были полностью регламентированы, информация собиралась в различных таблицах Excel. Внедренная в строгом соответствии с процессным подходом, предписанным стандартом ISO 9000, система управления качеством позволяет вести мониторинг качества СМР, а также учет предписаний по контролю качества и иных документов. При реализации проекта за счет более точного определения степени удовлетворенности заказчика удалось снизить время реагирования на предписания заказчика на 10%, а доля неустраненных в сроки предписаний снизилась до 7%. В системе работают 400 пользователей, находящихся во всех регионах присутствия СГК.

Рост масштабов строительных проектов и консолидация бизнеса в строительстве будут стимулировать развитие специализированных ИТ-решений для строительной отрасли. При этом порог вхождения в этот сегмент ИТ-рынка будет повышаться, потому что заказчики становятся более требовательными и едва ли будут готовы спонсировать консультантов, пока те будут нарабатывать экспертизу в новой для них предметной области. Тем не менее, в целом можно прогнозировать положительную динамику развития ИТ-решений для автоматизации строительства.

"На наш взгляд, в будущем будет происходить постепенное наращивание мощности информационных систем автоматизации строительства путем добавления разработчиками функционала из смежных областей. В результате на рынке начнут появляться мощные вертикально интегрированные пакеты программ, позволяющие получить девелоперам, инвесторам, подрядчикам, государственным структурам и всем заинтересованным компаниям, занимающимся комплексным развитием и освоением территорий, единый инструментарий для управления проектами от момента появления идеи до сдачи объекта в эксплуатацию", – считает Виктор Чернышов.

Станислав Макаров