Разделы

Бизнес Цифровизация Законодательство

Государственная электронная почта: какой она должна быть?

В связи с проведением работ по созданию государственной электронной почты целесообразно обсудить ее место в общем пространстве коммуникаций современного общества. Своим представлением о том, какой должна быть российская государственная электронная почта, с читателями CNews поделился участник разработки Владимир Самохвалов.

Наличие государственной системы электронной идентификации и аутентификации в сочетании с широким распространением интегрированной с интернетом мобильной связи создает реальные возможности перехода к бездокументальной идентификации личности и в офлайне. Хочется верить, что в недалеком будущем забытые дома водительские права уже не приведут к трудностям при беседе с инспектором ГИБДД.

Кому это больше нужно?

При полноценной реализации государственной электронной почты и связанных с ней инфраструктурных систем фактически один и тот же программный аппарат покрывает множество функций и потребностей не только государства, но также бизнеса и граждан. При этом объем государственных коммуникаций с бизнесом и гражданами, при всей его важности, составляет малую долю от общей потребности в юридически значимых коммуникациях.

Важно подчеркнуть, что бизнес и граждане в значительно большей степени заинтересованы в модернизации и упорядочивании документооборота, чем государственные ведомства (особенно в лице чиновников нижнего и среднего звена). Традиционный бумажный документооборот, в котором мало что изменилось со времен пергаментных свитков, сегодня уже совершенно не соответствует динамизму общественной жизни, громоздок, очень слабо защищен от мошенничества. Речь идет, как минимум, о сокращении затрат времени и нервов, как максимум - о степени безопасности собственности, бизнеса и репутации.

Электронная почта, если она будет обслуживать только общение с государственными ведомствами, должна полностью финансироваться госбюджетом. Абсолютно та же система, обслуживающая, кроме того, частные и коммерческие потребности, будет иметь широкую платежную базу, поскольку для населения это – экономия времени и денег, для бизнеса – снижение затрат и множество новых видов услуг, рост интернет-торговли, принципиально новые технологии бизнеса.

Интернет - зона свободной энергетики

Вы когда-нибудь задумывались, почему блестящие, сложнейшие, массовые системы в интернете растут как грибы, а все проекты, связанные с государственной информатизацией, идут так трудно, долго и нерезультативно? Ни один государственный ум не был озабочен разработкой Яндекса, финансированием Mail.ru, контролем целевого расходования средств "ВКонтакте", тем не менее, все эти проекты состоялись.

В значительной мере, наверное, потому, что в интернете еще таятся феноменальные новые возможности для человечества, чем он и притягивает самых творческих, способных, энергичных... кладоискателей. Каждая новая идея тиражируется многократно, избыточно, зачастую, даже без сколько-нибудь реальных шансов хотя бы на компенсацию затрат. Интеллектуальные, человеческие, финансовые ресурсы, мобилизованные интернетом, невероятны.

Государственные задачи не более сложны и не менее интересны. Почему эта энергия не распространяется на самую важную сегодня для нашего общества зону? Наверное, нужна какая-то иная модель отношений государства и интернет-сообщества, в которой приложение свободного, избыточного энергетического потенциала интернета в сфере электронного правительства стало бы возможным, интересным, перспективным, прибыльным, почетным. Так ли уж сложно ее создать?

Возвращаемся к электронной почте. Как программист с 46-летним стажем, могу утверждать, что разработка такой ясной, прозрачной, динамичной системы - мечта каждого профессионала. Сложность такой разработки немногим выше сложности ICQ, а ICQ в свое время написали, кажется, четыре программиста.

Конечно, промышленное внедрение потребует немалых денег. Однако для инвестора система, пользователями которой рано или поздно будет все население страны, - беспроигрышная тема. Проблему могут представлять лишь вопросы формы и надежности неизбежного в данном случае сотрудничества с государством. Но почему бы и не попробовать договориться?

Конечно, многие скажут, что государственные проекты обречены на провал. Но не будем пессимистами. Есть же, по крайней мере, один очень успешный, всем известный прецедент решения государственной задачи частными фирмами.

Первая информационная функция государства — ознакомить население с законодательством. У кого-нибудь сегодня есть проблемы с получением последних версий законов, указов, ведомственных публичных документов? В выверенном виде, со всеми изменениями, в любых форматах, на любых носителях, да еще и с обслуживанием? Нет таких проблем. Кто их решил? Три частные фирмы: "Кодекс", "Гарант" и "Консультант Плюс". Сегодня даже государственные и муниципальные структуры пользуются их сервисом. Чем не пример сотрудничества? Нужно приумножать.

Согласен, это более простой случай. Но и государство, и мы с тех пор стали на 15 лет умнее...

B+G

Правительственные проекты в интернете обсуждаются активно. Компетентность и эрудиция отдельных участников таких форумов достойны искреннего восхищения. К сожалению, в сложившейся ситуации их знания и энергия направлены лишь на критику, что не приводит к какому-либо созидательному эффекту.

В программировании часто употребляется выражение "архитектура программного комплекса". И это очень точное выражение: аналогия программирования с архитектурой очень глубока. Мне кажется, что в сфере ИТ было бы полезно перенять опыт проведения архитектурных конкурсов, где победитель определяется не по изложенным на бумаге обещаниям все сделать быстро и дешево, а по достаточно детально проработанным проектам, с демонстрационными макетами, которые можно потрогать, взглянуть на них с разных сторон, организовать общественное обсуждение.

Для таких случаев существуют технологии так называемого прототайпинга, когда имеется возможность быстро и без больших затрат создавать функциональные модели проектируемых систем.

Правда, очень важно, чтобы и само задание проходило серьезное предварительное обсуждение. От правильной постановки задачи в максимальной степени зависит судьба разработки. Общественная экспертиза могла бы стать барьером для запуска в работу непродуманных проектов.

Во всех обсуждаемых в статье системах (идентификация, депозитарий, электронная почта) практически нет каких-то уникальных компонентов. Это компиляция функций, хорошо освоенных теми или иными программистскими коллективами. Они и должны быть подключены или подключиться сами к разработке ГЭП.

Оптимальная организационная форма существования ГЭП - автономная акционерная структура с миноритарным участием государства. Для обеспечения необходимой высокой степени доверия участников коммуникаций, структура должна контролироваться наблюдательным советом, включающим представителей основных групп абонентов и всех ветвей государственной власти. Это еще один аргумент за то, чтобы разработка ГЭП с самого начала проводилась в альянсе бизнеса и государства.

Владимир Самохвалов