Разделы

Бизнес Цифровизация Законодательство

Государственная электронная почта: какой она должна быть?

В связи с проведением работ по созданию государственной электронной почты целесообразно обсудить ее место в общем пространстве коммуникаций современного общества. Своим представлением о том, какой должна быть российская государственная электронная почта, с читателями CNews поделился участник разработки Владимир Самохвалов.

Юридически значимые коммуникации

Юридическая значимость - глубокое и многогранное понятие. В отношении электронных коммуникаций оно подразумевает технически обеспеченную возможность предоставления арбитру документов, подлинность которых подтверждается теми или иными регламентированными способами, и протокола коммуникаций – достоверной информации о надлежащем уведомлении: времени отправки и получения документов участниками рассматриваемого инцидента.

Электронная государственная почта

Надлежащее уведомление
Безбумажное межфирменное взаимодействие
Госуслуги online
Бездокументальная идентификация
Электронный нотариат
Электронное правосудие

Юридическая значимость коммуникаций необходима на случай возникновения между сторонами общения конфликта, в котором содержание и протокол коммуникаций играют существенную роль. Если стороны конфликта независимы, т.е. не являются соподчиненными элементами некой иерархической структуры, источником правил разрешения конфликта может быть только законодательство, арбитром же, в конечном счете, только государство в лице его судебной власти.

Поэтому именно на государство возлагается обязанность объявить регламенты, которые оно будет признавать обеспечивающими юридическую значимость коммуникаций. В традиционном документообороте юридически значима атрибутика документов: печать, подписи, прошивка листов, нотариальное удостоверение, уведомления о вручении. Приемлемого регламента для массовых электронных юридически значимых коммуникаций пока не существует.

Борьба с бумажным документооборотом

Коммуникации с использованием бумажных носителей информации сегодня, в подавляющем большинстве случаев, являются анахронизмом. Они неоперативны, неэкологичны, затратны, слабо защищены. Везде, где нет проблемы юридической значимости, электронные коммуникации уже одержали убедительную победу над бумажной корреспонденцией. Примером тому общение граждан в интернете, внутрикорпоративный документооборот.

Нужно понимать, что потребность в юридически значимом электронном документообороте, не связанном непосредственно с государством, минимум на два порядка больше, чем с участием государства (оцените, например, количество финансовых и товарных документов В2В).

Таким образом, государство, чья доля в общем объеме юридически значимых коммуникаций, возможно, менее одного процента, сохраняя средневековую атрибутику документооборота, не только проигрывает в собственной функциональности, но и сдерживает модернизацию всех остальных видов коммуникаций. Отсутствие отлаженной всеобъемлющей системы электронных юридически значимых коммуникаций сегодня является основной причиной непродуктивности программ построения систем типа "электронного правительства".

Государственная электронная почта (ГЭП), по определению, должна быть системой юридически значимых коммуникаций, поскольку всякое общение с государством юридически значимо. Следовательно, вопрос выходит далеко за рамки обеспечения рутинных процедур предоставления гражданам государственных услуг. Реально это должно стать началом решающего наступления на бумажный документооборот во всем пространстве общественных коммуникаций.

Краеугольные камни ГЭП

Без чего не может быть государственной электронной почты?

Прежде всего - без системы надежной аутентификации абонента при его входе в интернет на сеанс связи. Такая система должна быть создана бескомпромиссно, и для обеспечения надежной аутентификации в ней должны быть применены все доступные современные и эффективные программные, технические и организационные меры.

Второй базовый элемент - электронный депозитарий. При юридически значимом документообороте необходимо формировать и хранить электронные документы таким образом, чтобы они не теряли свою юридическую значимость неограниченно долго. Надежность, защищенность и конфиденциальность депозитария будут определять степень доверия системе коммуникаций, а значит, и конечный успех всей программы электронизации. Именно депозитарий должен взять на себя основные технические, юридические и психологические трудности перехода к массовой практике уверенного использования электронных документов, не имеющих заверенных бумажных копий.

Третья точка опоры - мобильная связь. Мобильная связь, в силу ее распространенности, интегрированности с интернетом, гибкой функциональности должна быть максимально задействована как в качестве дополнительного канала авторизации, так и для поддержания оперативного, протоколируемого, комфортного контакта абонента с системой его деловых коммуникаций.

Если считать эти три компонента реализованными, то собственно электронная почта представляется достаточно простым, прозрачным механизмом протоколируемого перемещения между аутентифицированными абонентами прав доступа к защищенным электронным документам. Парадоксально, но при таком функциональном разделении электронной почте для выполнения ее функций не нужно знать и хранить персональные данные абонентов. Достаточно их системных идентификаторов.

Все эти компоненты по своей реализации ничем не отличаются в приложении ко всем видам коммуникаций, кроме G2G. Общение государственных ведомств между собой есть общение внутри иерархической системы, поэтому для реализации этого вида коммуникаций есть резон создать специальную систему. Для тех видов коммуникаций, в которых государство является одной из сторон, над универсальной системой обмена сообщениями должен быть создан прикладной сервисный уровень, реализующий специфические функции предоставления гражданам государственных услуг.

Легко заметить, что перечисленные "краеугольные камни" по своей функциональности значительно шире, нежели просто подсистемы электронной почты.

Претензия на всеобщность

Аутентификация абонента в государственной электронной системе юридически значимого общения есть фактически предъявление, проверка и подтверждение валидности его электронного паспорта. В реальном мире человек, предъявивший действительное удостоверение личности, полностью дееспособен в любом месте и по отношению к любому контрагенту. Абонент, прошедший электронную государственную аутентификацию, также должен считаться легитимным, аутентифицированным во всем пространстве общественных коммуникаций, а созданные им документы во всех ситуациях должны считаться юридически значимыми проявлениями его волеизъявлений.

Если так, то направленное аутентифицированным абонентом через ГЭП в адрес банка электронное поручение на платеж должно восприниматься как обязательное к исполнению наряду с поручениями, полученными по традиционным каналам (факс, банк-клиент, личная явка). Понимая это, легко сделать следующий логический вывод: система выдачи и аутентификации электронных паспортов в рамках государства должна быть единой и единственной, как является единой и единственной система выдачи и проверки паспортов обычных.

Если не обеспечить целостности пространства юридически значимых коммуникаций, то для абонента необходимость участия в нескольких разнородных системах строгой идентификации превратится в пытку, а взаимодействие между множеством подобных независимых систем - в технически и юридически неразрешимую задачу.

Депозитарий - также вполне самостоятельный общественный институт. Современные облачные технологии хранения данных позволяют создавать депозитарии исключительно высокой надежности и защищенности. Востребованность системных решений по организации хранения принадлежащих абонентам данных возрастает по мере вовлечения в электронные коммуникации все более широких, а стало быть, и менее квалифицированных в компьютерном отношении слоев граждан.

Кроме того, независимый электронный депозитарий нужен и для иных целей, например, для депонирования авторских произведений c обеспечением защиты прав на интеллектуальную собственность, для подачи заявок на различные конкурсы и тендеры (для обеспечения защищенности предложений от несанкционированного использования) и т.д.