Разделы

Телеком Цифровизация Проводная связь Инфраструктура

Евгений Трещетенков: IP-решения намного опережают требования заказчиков

Рынок IP-коммуникаций в России продолжает активно развиваться, постепенно вытесняя традиционную телефонию. Одной из компаний, занимающейся его продвижением на просторах нашей страны, является Panasonic. О проектах и планах на будущее, а также о тенденциях развития IP-рынка в целом CNews рассказал Евгений Трещетенков, руководитель департамента планирования продаж "Панасоник Рус".

CNews: Каковы основные тенденции "посткризисного" рынка IP-телефонии в России? Изменились ли заказчики? Проекты?

Евгений Трещетенков: Прежде всего хотелось бы отметить, что нельзя все изменения, произошедшие за последние годы с рынком IP-телефонии, связывать только с кризисом: есть несколько причин, и кризис — в их числе. Так, например, следует учитывать, что с докризисного периода прошло определенное время, в течение которого рынок продолжал развиваться. В частности, совершенствовалась его инфраструктура.


Евгений Трещетенков: До кризиса заказчики практически не интересовались IP абонентской емкостью

Теперь посмотрим, что было до кризиса, 2–3 года назад. Во-первых, пробивающие себе дорогу IP-решения от разных производителей были дорогими даже по сравнению с классической телефонией. Во-вторых, клиенту приходилось долго объяснять, почему он должен переплатить сейчас, чтобы получить выгоду потом, поскольку, учитывая цены, заявляемые производителями, например, в 2007 году, срок окупаемости проектов был достаточно большим.

Тем не менее, рынок IP-телефонии постепенно рос, выявляя в России свои особенности. Так, у нас IP-телефония использовалась в основном либо для соединения с альтернативными операторами связи, либо для объединения нескольких офисов. Другими словами, заказчики не пользовались оконечными IP-устройствами. Для этих целей применялся обычный аналоговый телефон.

Что же сейчас происходит на рынке? Вот одна из основных тенденций: клиенты покупают IP-станцию, но пока не пользуются ее преимуществами как на абонентском, так и на межстанционном уровне, то есть приобретают устройство на будущее. Процент таких заказчиков достаточно большой. Более того, он сильно вырос за последнее время. Объяснений этому может быть несколько. Одно из них — компании понимают необходимость внедрения IP-телефонии, но в настоящий момент у них нет или физических или экономических, например, наличие СКС, возможностей, поэтому IP-АТС покупается "на перспективу".

Еще одна тенденция — сокращение сроков окупаемости IP-проектов. Это связано с тем, что оборудование IP-АТС стало доступным для большего количества потребителей. Кроме того, в период кризиса развилась инфраструктура, интернет стал дешевле, повысилось качество связи. Соответственно, IP-телефония стала более востребованной. Поэтому в целом объемы продаж IP-станций у нас увеличились, и мы уже превзошли по количеству проданных IP-АТС докризисный период.

Если говорить о проектах, то можно отметить следующее. До кризиса заказчики практически не интересовались IP абонентской емкостью — не пользовались удаленными абонентами, да и структурированные кабельные системы были уделом больших корпораций и компаний. Сейчас же IP абонентская емкость поставляемых нами решений постоянно увеличивается.

CNews: В чем особенности проектов по внедрению IP-телефонии? Какие основные требования к IP-ATC сегодня предъявляют заказчики? Соответствуют ли им представленные на рынке решения?


IP-телефон для аудиоконференций KX-NT700 работает как по IP, так и по аналоговым линиям со станцией

Евгений Трещетенков: Если раньше IP-АТС, как правило, использовались в усеченном виде — в основном с их помощью осуществлялось только подсоединение к провайдеру, — то сейчас IP-оборудование начинает активно устанавливаться на абонентские емкости, востребована именно абонентская часть. Кроме того, заказчики стали чаще работать с нашими приложениями, позволяющими, например, набирать номер с компьютера, получать на него вызов и т. п.

Тем не менее, большинство клиентов в России до сих пор не применяют многие функции, присущие классической телефонии. Это связано с особенностями построения бизнеса, документооборота, принципов работы офиса. В частности, у нас не очень любят голосовую почту, хотя в Америке она широко распространена. Еще пример. В Европе или Америке не возникнет мысль поставить аналоговый телефон менеджеру, который занимается продажами, а у нас это обычная практика. Но бизнес в России сейчас развивается, его принципы становятся другими. Следовательно, меняются требования клиента и становятся востребованными определенные функции IP-телефонии.

В настоящее время есть еще один фактор, препятствующий распространению IP-АТС. Это всем известный и широко рекламируемый протокол SIP, применяемый при работе с оборудованием сторонних компаний. Но на самом деле функциональность этого протокола ограничена по сравнению с внутренними протоколами отдельных производителей, будь то классическая или IP-телефония.

Таким образом, в соответствии с тем, что многие функции сейчас не востребованы, представленные на сегодняшний день IP-решения намного опережают требования заказчиков. Например, малые компании применяют лишь "basic call". Конечно, потенциальные клиенты всегда рады расширению функций, но им проще и дешевле купить аналоговый телефон и поставить его сотруднику. А поскольку малый и средний бизнес пока не готов тратить большие деньги на расширение функционала телефонного оборудования, то это тоже является фактором, тормозящим внедрение IP-телефонии.

CNews: Какие отрасли сейчас проявляют наибольший интерес к IP?

Евгений Трещетенков: В настоящий момент я бы выделил достаточно серьезный интерес к IP-проектам со стороны двух отраслей: банковского сектора и торговли. Повышение внимания к IP-телефонии со стороны банков, возможно, связано с тем, что сектор уже восстановился после кризиса. Что касается сферы торговли, то среди наших клиентов магазины электроники, спортивных и детских товаров, а также супермаркеты.

С другой стороны, выделить какой-либо отдельный сегмент промышленности, использующий IP-телефонию, тяжело. Проекты есть, но их пока нельзя сравнить с внедрениями, реализованными в банковской и торговой отраслях. Своеобразная ситуация складывается в госсекторе: проектов там очень мало. Кроме того, данный сектор отличается взрывным спросом в конце календарного года и существенным снижением активности – в середине. В этой связи уровень внедрения IP-проектов в госсекторе можно обозначить как средний, даже несмотря на то, что в период кризиса он выделялся среди остальных.

CNews: В чем различие IP-решений для крупных и средних компаний и для малого бизнеса?

Евгений Трещетенков: Структура крупных компаний по сравнению с докризисной не претерпела каких-либо существенных изменений. Как правило, это центральный офис и региональные представительства, поэтому самое популярное IP-решение, требующееся крупному заказчику, — объединение офисов в единую сеть. Кроме того, в настоящее время прослеживается тенденция возрастания спроса на IP-АТС маленькой емкости. Данная тенденция характерна именно для больших компаниях, у которых есть филиалы - скромные офисы, где большие станции излишни.

В целом, в настоящий момент большой бизнес и часть среднего активно потребляют услуги IP-АТС, а оставшаяся часть среднего и малый бизнес зачастую довольствуются традиционными аналоговыми решениями. И у нас до сих пор большой процент продаж именно последних.

Учитывая данные тенденции на рынке, мы как раз в начале осени представили на российском рынке младшую модель нашей новой IP-АТС серии NCP- KX-NCP500. Новинка была изначально создана для работы в IP-среде. Ее максимальная емкость: 124 внешних и 156 внутренних линий. Она экономична, надежна и позволяет использовать различные технологии связи: IP и "традиционную" телефонию – аналоговые и ISDN линии и цифровой стандарт DECT.

Встроенный CTI-сервер позволяет воспользоваться функциями приложения Communication Assistant для обработки звонков на экране персонального компьютера.