Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Е-коммерция набирает высоту

Электронная коммерция продолжает свое триумфальное шествие по миру, оставаясь в числе тех немногих рынков, которые на протяжении долгих лет стабильно демонстрируют двузначные темпы роста. Недавно завершившийся 2013 г. не стал исключением для большинства государств мира.

Объем мирового рынка электронной коммерции по итогам 2013 г. превысил $1248,4 млрд, продемонстрировав рост на 18% по отношению к аналогичному показателю 2012 г., свидетельствуют данные глобального исследования компании eMarketer. В частности, немецкий рынок онлайн-торговли, входящий в топ-5 европейский рынков по товарообороту и уступающий лишь британскому, показал рост, значительно превышающий средний по миру. Ассоциация дистанционной торговли (BvH) в своем отчете сообщила, что немецкий е-коммерс достиг объема продаж в 39,1 млрд евро (включая цифровые товары и билеты), показав динамику в 42% за год.

Надо отметить, что население Германии – это порядка 82 млн человек, из которых почти 69 млн являются интернет-пользователями, а 37 млн – онлайн-покупателями. Поэтому продемонстрированный по итогам года рост – вполне закономерный процесс в условиях проникновения интернета, к которому очень удачно добавляются развитая финансовая инфраструктура и система логистики. Кстати, BvH отмечает любопытный факт, отличающий немецкую электронную коммерцию от других рынков: примерно две трети онлайн-продаж в Германии пришлись на глобальные торговые площадки вроде американских eBay и Amazon.

Самые динамичные рынки

Впрочем, несмотря на очень хороший рост немецкого рынка, наиболее динамичными, как показывает исследование eMarketer, остаются азиатские страны. К примеру, китайский рынок электронной коммерции вырос по итогам 2013 г. на 78,5%, индонезийский – на 71,3%. Китай сегодня показывает ошеломительные результаты с точки зрения динамики развития: китайский ритейлер Alibaba уже превзошел по объемам продаж eBay и Amazon вместе взятые, а в скором времени вполне может обогнать и мирового розничного лидера Walmart. По мнению экспертов eMarketer, развитие интернет-коммерции в Китае и дальше будет идти по нарастающей. Если китайская онлайн-торговля будет расти на 30% ежегодно, уже к 2017 г. ее доля в мировых интернет-продажах вырастет до 75%.

Не только Китай, а весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) сегодня претендует на звание главной державы в электронной коммерции. Пока азиатский рынок находится на третьем месте по объему продаж после северо-американского и европейского. Северо-американский рынок сегодня лидирует за счет развитой системы доставки товаров, высокого среднего чека, финансовой инфраструктуры и числа интернет-пользователей (более 70% в Европе и США против 27% в Азии), однако уже в текущем году ситуация может кардинально измениться. Аналитики eMarketer пророчат, что в 2014 г. на долю АТР придется 46% всех интернет-покупателей мира: по прогнозам, онлайн-продажи там достигнут $525,2 млрд, в то время как Северная Америка продемонстрирует $482,6 млрд.

В России, по данным торговой площадки Molotok, в прошлом году рынок электронной коммерции вырос на 29% по отношению к 2012 г. Лидерами роста рынка стали универсальные интернет-продавцы – у них зафиксирована самая высокая частота покупок и лояльность со стороны потребителей. Главным критерием при совершении покупок для россиян по-прежнему остается приемлемая цена, хотя для жителей больших городов немало важную роль играет и скорость доставки.

Локальная предрасположенность

Основной преградой в развитии российской онлайн-торговли остается устаревшая логистическая система. Россия – страна с огромной территорией, доставка между городами ограничена из-за слабого развития почтовых услуг, поэтому необходимо как можно быстрее усовершенствовать почтовую службу, добавив к ней различный функционал. Сегодня большинство онлайн-ритейлеров в крупных городах уже создают собственные системы доставки и пункты самовывоза, не рассчитывая на почтовую службу.

Россию в целом можно назвать страной, расположенной к онлайн-торговле. Те трудности, что есть на рынке сейчас, на самом деле являются его драйверами. Ассортимент товаров в регионах сегодня гораздо ниже, чем в городах-миллионниках, но по мере расширения доступа к интернету региональные объемы продаж онлайн-ритейлеров будут только расти. Благодаря росту трансграничных покупок российские потребители привыкают к оплате пластиковыми картами.

К 2018 г. российский рынок электронной коммерции обещает вырасти вчетверо, как прогнозируют эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC): в ближайшие несколько лет доля онлайн-торговли в общем объеме розничных продаж в России вырастет с 3% до 12%. В первую очередь это связано с тем, что офлайн-ритейлеры больше не могут позволить себе игнорировать важность взаимодействия с потребителями через различные каналы, поэтому приходят к идее многоканальной торговли. Также стимулами развития электронной коммерции станут социальные сети и мобильная торговля. Доля «смартфонных» покупателей в прошлом году, по данным PwC, выросла до 41% (с 28% в 2012 г.), «планшетных» – до 44% (с 31%). По данным торговой площадки Molotok, сегодня около 15% покупок пользователи совершают именно с мобильных устройств, хотя еще в апреле прошлого года этот показатель не превышал и 7%.

Мировой оборот электронной коммерции уже в текущем 2014 г. преодолеет планку в $1,5 трлн, а к 2017 г. составит, по прогнозам eMarketer, порядка $2,4 трлн. Лидерами роста помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона эксперты называют Россию, Аргентину, Мексику, Бразилию, Италию и Канаду. Все драйверы роста уже были названы выше – это развитие м-коммерса, внедрение новых способов доставки и оплаты, а также активная экспансия мировых брендов на новые рынки.

Роман Кузьмин