Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Доходность эквайрингового бизнеса: проблемы и решения

Торговый эквайринг – наиболее интенсивно развивающееся направление карточного бизнеса в России. Все большее количество клиентов предпочитают расплачиваться с помощью карт. Зачастую наличие в предполагаемом месте покупки возможности расплатиться по карте уже является критичным фактором для покупателя. Поэтому все большее количество организаций осознает, что развитие эквайринга открывает ряд преимуществ как для них, так и для их клиентов.

Неудивительно, что между банками развернулась серьезная конкуренция за право обслуживать максимальную долю рынка торгового эквайринга. Финансовые организации создают комфортные условия по использованию карт для торговых предприятий. При осуществлении эквайринга банк предоставляет предприятиям POS-терминалы, отвечает за обучение сотрудников предприятия. В кассах устанавливается оборудование, которое не будет создавать проблем ни с качеством, ни со временем обслуживания клиента. Помимо этого для привлечения клиентов банки стараются расширить набор ИТ-сервисов для торговых компаний, например, предоставляют кастомизированную отчетность и индивидуальные схемы расчетов.

Реализация подобных условий для торгово-сервисных предприятий (ТСП) ведет к значительным расходам на расширение и поддержание эквайерской сети банка. Поэтому хотелось бы сказать о доходной составляющей этого бизнеса и возможностях по ее увеличению.

Подсчитываем доходы

Как известно, за каждую операцию, прошедшую в обслуживаемом ТСП, банк по договору списывает комиссию, вычисляемую в большинстве случаев как процент от суммы операции. Для банка в плане получения дохода существуют две различные ситуации.

Первая – в обслуживаемый ТСП приходит клиент с картой, выпущенной тем же банком. В этом случае банк получает всю списанную с торговой точки сумму. Вторая - операция производится с картой стороннего банка, и часть полученной суммы будет списана в виде комиссий в пользу платежной системы, под брендом которой выпущена карта.

Если рассматривать банки, не обладающие на рынке достаточно большой долей активных карт, то среди операций в устройствах банка преобладает вариант со списанием комиссии в пользу платежной системы.

Зачастую в договоре эквайринга с ТСП оговаривается фиксированный процент комиссии или, в лучшем случае, ограниченный набор процентов комиссий, например в зависимости от карточного продукта. Платежные системы имеют достаточно разветвленные алгоритмы расчета комиссии, которая по истечению определенного срока может быть декларативно ими изменена.

Особенности процедуры расчета комиссий

При осуществлении операции через международную платежную систему(МПС) MasterCard банк при отправке операции платежной системе должен проставить идентификатор (IRD), который определяет размер комиссии по операции в пользу МПС. Если проставленный IRD окажется неверно определен (размер комиссии занижен), то транзакция будет отклонена и возвращена эквайеру. Для максимизации прибыли банка очень важно определять оптимальный IRD (минимальная величина комиссии) по каждой из операций. Помимо оптимального проставления IRD банк может закладывать в договор эквайринга свою комиссию на основании "базы", которая будет уплачена в пользу МПС. Это позволит бизнесу договариваться с обслуживаемой организацией о размере собственно дохода банка от операции (как процент от суммы).

При осуществлении операции через МПС VISA размер взимаемой комиссии автоматически определяется самой платежной системой на основании параметров операции, отправленной в клиринге. Один раз в день агрегированная статистика по суммам комиссий присылается банку-эквайеру в виде отчета(VISA Settlement Reports). При таком порядке определения комиссии банк фактически не знает, к какой программе взимания комиссии (определяются VISA) была классифицирована транзакция.

Для реализации схемы работы с ТСП, при которой банк сможет закладывать в размер комиссии за обслуживание собственный процент поверх "базовой" части, требуется самостоятельная классификация операций по программам взимания комиссий и сверка определенных за день значений с данными отчетности, присланной из платежной системы. Благо для своих членов VISA публикует правила классификации транзакций и сами процентные ставки. Также все необходимые данные для реализации вышеописанной схемы работы с ТСП имеются в распоряжении эквайера.

В процессинговых системах большинства вендоров функционал определения IRD есть, но его адекватность, а самое главное настраиваемость, зачастую оставляют желать лучшего. Отсутствие настраиваемости является критичным фактором на фоне того, что правила классификации могут модифицироваться МПС несколько раз в год. Функционал определения программы взимания комиссии для VISA в большинстве систем совсем не реализован.

Специализированное решение

Компания CINIMEX предлагает решить проблему за счет внедрения модуля собственной разработки, который может быть интегрирован с существующей процессинговой системой банка на уровне БД (создание отдельной схемы) и позволит производить классификацию операций по программам взимания комиссий для операций со сторонними картами MasterCard и VISA.

Реализуется этот функционал за счет проверки соответствия параметров операции набору гибко настраиваемых правил, которые определяются исходя из актуального документа самой МПС, где они зафиксированы (fee guide). В модуле реализован интуитивно понятный интерфейс, в котором можно скорректировать заложенные в нем правила при изменении их самой платежной системой (модуль поставляется с набором правил, актуальным на момент внедрения).

Также в модуле присутствует функционал сбора статистики и агрегации для данных по программам взимания комиссий, функционал построения отчетности для ТСП с детализированной информацией по размерам комиссий списанных МПС, что позволит обосновать партнерам размер комиссии банка. Кроме этого, есть возможность загрузки settlement-отчетов платежных систем и автоматической ежедневной сверки данных по списанным комиссиям из этих отчетов с данными, определенными модулем.

Таким образом, функционал модуля дополнит функционал процессинговых систем банка в части предоставления ИТ-сервисов, что позволит бизнесу реализовывать более гибкие схемы взимания комиссий с обслуживаемых торгово-сервисных предприятий. Такой подход позволит увеличить прибыльность эквайрингового бизнеса.

Владимир Теплыгин, консультант по ИТ-услугам в сфере банковских карт компании CINIMEX