Разделы

Цифровизация Конференции Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

BPM: приведет ли противостояние к компромиссу?

Направление BPM, фактически без потерь пережившее кризис и все более популярное, является своего рода яблоком раздора между ИТ-специалистами и бизнесом. Топ-менеджмент компаний с трудом понимает, зачем нужны аналитики и ИТ-эксперты, если почти любой сотрудник может создать бизнес-процесс. ИТ-шники рассуждают об автоматизации беспорядка и отстаивают свои позиции. Очередной "раунд" этого противостояния состоялся на круглом столе CNews "ВРМ 2011: Инновации и реалии", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

По сравнению с предыдущими версиями, ARIS Platform интегрирована с BPM Suite, имеет усовершенствованный инcтрументарий ARIS Mash Zone и новую верcию ARIS Process Perfomance Manager.

В Process Intelligence учтен опыт эксплуатации этих продуктов, и добавлены новые, более гибкие инструменты анализа и управления процессами. Решение позволяет консолидировать данные из различных бизнес-систем, строить метрики.

По сути, Process Intelligence как методология - это следующий шаг развития business intelligence. Учитывая, что у Software AG имеется значительный опыт партнерства с SAP AG, пользователи получат по-настоящему эффективные и мощные инструменты.

Базис и надстройка

Двое участников круглого стола детально подошли к методологической стороне автоматизации процессов и детально рассмотрели ее. Это Анатолий Белайчук, президент компании "Бизнес-Консоль" и Владимир Алёшин, профессор АНХ при Правительстве РФ, Школа ИТ-менеджмента, кафедра "Управление бизнес-процессами". Действительно, внедрение любой системы без понимания основ приведет лишь к упомянутой выше автоматизации беспорядка.

Анатолий Белайчук в своем докладе подробно рассказал о процессе продажи проекта внутри компании и оценке его эффективности. Не секрет, что многие проекты не запускаются или заканчиваются провалом из-за того, что изначально были неверно сформулированы цели, ожидания и метрики. Основной вопрос, который задают инвестирующие подразделения: "А что это даст нам, кроме красивых картинок на экранах?".

Для того чтобы проект пошел успешно, необходимо в первую очередь понимать, на каком этапе зрелости процессов находится компания: от самоорганизующейся структуры до управления сквозными процессами. На каждом уровне надо использовать свои средства и методологии BPM.

Если правильно выбраны средства, методология и продукты, можно уже на предпроектной стадии ответить на многие вопросы бизнеса. Главное, можно будет аргументировано указать на точки, где теряется прибыль компании, и минимизировать потери. Кроме того, при внедрении системы BPM надо понимать, что по-настоящему эффективной она станет только при постоянном улучшении и модификации процессов.

Владимир Алёшин как известный специалист по автоматизации бизнес-процессов, имеющий в этой сфере колоссальный опыт, посвятил свой доклад очень актуальной теме: чего же бизнес ожидает от BPM.

Как было упомянуто в начале, ожидания и видение бизнеса и ИТ зачастую сильно разнятся. Многие противоречия возникают по причине того, что отсутствует понятный обеим сторонам язык коммуникации или же он применяется некорректно. Даже при использовании таких типовых нотаций, как IDEF0, не исключены недопонимания, вызванные различием точек зрения на процесс.

На самом деле, бизнес хочет от ИТ одного: помощи в улучшении результатов деятельности компании. Для того чтобы такое взаимодействие сложилось эффективно, ИТ-подразделения должны взять на себя роль лидера в связке "ИТ-Бизнес" и доносить до топ-менеджмента информацию на понятном ему языке. В зависимости от задач и целей могут использоваться различные языки и нотации: IDEF0, UML, ARIS и т.д. Структурированный опыт выбора и использования нотаций (в числе прочего) изложен в стандартах TMF. Они включают в себя eTOM (enhanced Telecom Operations Map) – расширенную структурную модель бизнес-процессов компании, SID (Shared Information and Data Model) – общекорпоративную модель данных, TAM (Telecom Application Map) – карту приложений в телекоммуникационной отрасли и другие. Итак, залог успеха – выбор правильного языка коммуникации.

Подводные камни внедрения

Игорь Федоров, директор центра компетенции в области процессного управления, МЭСИ, рассказал о подводных камнях, подстерегающих разработчиков при внедрении системы BPM. По его словам, основная ошибка, которую допускают разработчики и интеграторы, заключается в том, что к созданию системы управления бизнес-процессами подходят как к созданию функциональной информационной системы. Таким образом, процессный анализ и проектирование BP подменяются функциональными элементами. Анализ и раскрытие процесса подменяются интервью с его участниками, моделирование – нотацией, а разработка процессной информационной системы – выстраиванием бизнес-логики процесса. В итоге, вместо инкрементального внедрения получаем классический "водопад", и проект закономерно не достигает своих целей.

Выход таится в понимании разницы подходов и построении корректных моделей, отвечающих поставленным задачам. Схема процесса включает в себя набор взаимосвязанных проекций: информационной модели предметной области, функциональной и организационной моделей и др. Для каждой из них следует выбирать корректные средства построения и описания.

Главное – помнить, что BPM – это система управления бизнес-процессами, а не их автоматизации, и задача этого типа систем – управлять, а не автоматизировать.

Японский подход

Юрий Лиц, Business Systems & IT manager компании VELUX, рассказал о том, что должно быть сделано до всех внедрений, а именно – об оптимизации процессов и построении работы по их постоянному улучшению. В своей деятельности компания применяет методологию LEAN, разработанную в корпорации Toyota.

LEAN – это постоянное стремление к совершенству, складывающееся из двух компонент: Kaizen (непрерывное совершенствование) и Kaikaku (значительное изменение).

Схема работы методологии LEAN

Источник: VELUX, 2011

Фактически, задача философии LEAN – уменьшение количества лишних процессов. Основная задача – постоянный их мониторинг и ликвидация не нужных. Такими процессами являются всякого рода ошибки, ожидания, издержки и т.п. – одним словом, всё, что является преградой на пути к идеальному процессу. В работу по непрерывному улучшению деятельности компании включены все сотрудники. Например, на специальных "досках LEAN" работники могут вывешивать свои замечания и предложения, которые обязательно учитываются.

После того, как в компании проведен проект LEAN, внедрение бизнес-систем, будь то ERP или BPM, становится значительно более простым. Процессы к этому моменту становятся более зрелыми, компания уже готова к изменениям, а участники проектов глубоко понимают их суть.

Антон Хавторин / CNews


Презентации участников конференции

Презентация Попова Мария, CNews Analytics. ВРМ 2011: инновации и реалии
Презентация Коптелов Андрей, Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ. BPM-инновации 2011
Презентация Белайчук Анатолий, Бизнес-Консоль. Серьезный BPM консалтинг
Презентация Ткачев Роман, БиАй Телеком. Реализация проекта "Онлайн обработка кредитных заявок" в банке «Тинькофф Кредитные Системы»
Презентация Волков Максим, СБ Банк. Проблема передачи ответственности в процессе архивирования документов
Презентация Алёшин Владимир, РАНХ и ГС при Президенте РФ. Чего хочет бизнес от BPM?
Презентация Федоров Игорь, МЭСИ. Секреты успешного BPM-проекта
Презентация Лиц Юрий, VELUX. Lean проект в торговых компаниях
Презентация Скачать все презентации (архив)