Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Банки топ-10 вынуждены кастомизировать до 75% вендорского решения

Чтобы выявить взаимосвязь масштаба розничной деятельности банков, выбора вендорских ИТ-решений, их функционала и стоимости, CNews Analytics провел круглый стол на тему «ИТ для банков: тренды, инновации, перспективы». Свои мнения высказали руководитель дирекции по работе с ключевыми клиентами компании «Синимекс» Вячеслав Фокин, заместитель начальника департамента банковских технологий и программного обеспечения «Нордеа Банка» Иван Агеев, начальник управления разработки и внедрения ДБИТ ВТБ24 Андрей Залманов, руководитель дирекции стратегического развития ИТ «Уральского банка реконструкции и развития» Алексей Коваль, заместитель председателя правления СКБ-банка Вячеслав Лаптев.

CNews: Какие тренды в сфере банковской информатизации оказали максимальное влияние на ИТ-стратегию банка, на расстановку приоритетов среди направлений информатизации?

Вячеслав Фокин: Не только российские, но все банки – консерваторы. Конечно, определенный сегмент внутри финансового рынка делает ставку на передовые технологии, но всегда с оглядкой на надежность и апробацию.

Одно из направлений, к которому проявляют интерес российские банки сегодня – это мобильные каналы дистанционного банковского обслуживания. Несмотря на то, что большинство банков имеет адаптированные версии интернет-банков для смартфонов, функционал их зачастую ограничен, а главное – не удобен. Ориентируясь на ту часть аудитории, которая неравнодушна к разного рода технологическим новинкам, банки начинают предлагать пользователям разнообразные «фишки», обеспечивающие такой же уровень удобства использования, как и любое другое приложение на iOS или Android. Хорошим примером могут служить так называемые BUMP переводы, когда деньги передаются с одного счета на другой посредством удара двух телефонов друг об друга.

Иван Агеев: Тренды в сфере банковской информатизации зависят от поведения потребителей – клиентов банков. На сегодняшний день наша ИТ-стратегия определяется следующими рыночными тенденциями. Во-первых, рынок розничного кредитования активно растет. Чтобы удовлетворить растущий спрос, банки стремятся сокращать сроки обработки кредитной заявки. Поэтому одним из основных приоритетов для нас стала автоматизация процесса розничного кредитования.

Во-вторых, люди «от мала до велика» активно покупают смартфоны. Растет количество клиентов, желающих управлять своими банковскими счетами через мобильные приложения и системы онлайн-банкинга. Бизнес наших крупных корпоративных клиентов тоже сложно представить без различных ERP-систем. Поэтому сегодня банки стремятся не просто предоставлять широкий выбор банковских продуктов, но и обеспечивать клиентов возможностью воспользоваться этими продуктами удаленно, из любой точки мира. Поэтому еще одним из приоритетов «Нордеа Банка» также является развитие дистанционного обслуживания.

И в-третьих, в последние годы в России развивается культура безналичных платежей – все больше людей используют кредитную карту не только раз в месяц для снятия с нее зарплаты, но и каждый день как средство оплаты приобретаемых товаров и услуг. С каждым годом «карточные» продукты становятся все интереснее и разнообразнее, и мы также развиваем это направление розничного бизнеса.

Андрей Залманов: Наша ИТ-стратегия опирается не столько на тренды в сфере банковской автоматизации, сколько на реальные потребности бизнеса. В этой связи более уместно говорить о влиянии на ИТ-стратегию основных веяний в развитии российского банковского бизнеса вообще. Так, усиление конкуренции в ключевом для нас розничном сегменте диктует необходимость повышения эффективности продаж, а значит, развитие систем управления клиентскими данными и коммуникациями, снижение издержек на продажи и увеличение доступности продуктов и услуг за счет всемерного развития дистанционных и, в частности, мобильных каналов. При этом необходимо не забывать и о развитии самой продуктовой линейки за счет расширения состава и повышения качества банковских продуктов и услуг.

Алексей Коваль: Первый тренд – это мобилизация как клиентов банка, так и сотрудников (BYOD). Второй тренд – это BigData и BI. Наиболее важные для мобилизации сейчас те аспекты, которые позволяют узнать больше информации о клиенте, что впоследствии позволяет лучше его обслужить. Большинство необходимой информации аккумулируется на смартфонах и в соцсетях, например геопозиционирование, любимая музыка и места, которые клиент часто посещает. Это влияет на ИТ-инфраструктуру, и нужны системы, которые смогут обрабатывать такие данные. Также важно понимать, что для такой информации не подходят простые внешние формы, их необходимо красиво визуализировать. Соответственно, возрастает нагрузка на BI-систему. Сервис необходим для того, чтобы руководитель банка мог принимать решения, не находясь на рабочем месте.

Сейчас идет ряд проектов по анализу неструктурированных данных, прежде всего анализу соцсетей. Влияние их будет увеличиваться, велика вероятность появления сервиса дистанционный работы с потенциальными клиентами.

Вячеслав Лаптев: Банковская автоматизация достаточно консервативна, любые рыночные инновации она принимает только после того, как они будут неоднократно протестированы. Поэтому передовые технологии, такие, как, например, «облачное» вычисление, быстро в банковскую сферу не внедряются. С другой стороны, на фоне развития информатизации в стране – например, внедрения «электронного правительства», – появляется много новых банковских сервисов, связанных с применений новых технологий.

Очень актуальной стала тема «мобилизация бизнеса» – приложения для мобильных устройств. Это, в первую очередь, интернет-банкинг и некоторые сервисы: например, использование геолокации на мобильном устройстве для лучшего предложения банковских услуг.

Отмечу также еще один мощный фактор, давший толчок развитию ИТ-проектов банковской информатики в стране: Сбербанк начал очень много инвестировать в развитие информационных технологий. Это привело к увеличению конкуренции в сфере электронного банкинга и оживило предложение в данной области.

CNews: Какие инновационные ИТ-проекты стартовали в банке в 2012–2013 годах?

Иван Агеев: Большинство проектов в банке имеют ИТ-составляющую, и в каждом проекте мы сталкиваемся с задачами, которые не решаются типовыми методами. В течение последних лет мы меняли АБС. Ключевой инновацией для нас являлось создание в банке современной сервисно-ориентированной архитектуры с централизованной АБС и стандартизированным интерфейсом интеграции через ESB.

Из последнего могу отметить проект SWIFTNet, в рамках которого совместно с другими банками модернизируются версии стандартов платежей в рамках ISO 2002 и создается совершенно новое решение ДБО для электронного документооборота между крупнейшими клиентами и банком.

Андрей Залманов: Банк уже располагает современной ИТ-инфраструктурой, реализованной на принципах SOA. Начатые нами в 2012–2013 годах проекты направлены на качественное совершенствование этой инфраструктуры за счет внедрения на ключевых направлениях лучших в отрасли прикладных решений, при обеспечении эффективной интеграции между всеми информационными системами. При этом мы стремимся максимально развивать сервисную модель межсистемного взаимодействия, обеспечивающую нам как эффективные коммуникации между различными системами, так и возможность относительно простой замены одних компонентов на другие.

Алексей Коваль: Таких проектов было 7. Первый – SAP HCM, управление персоналом банка с момента его набора, адаптации, управления карьерой, до функционала самообслуживания. При этом модули администрирования и организационного менеджмента уже внедрены.

Второй проект – проектирование и строительство нового центра обработки данных банка. Третий проект – SAP BCM, автоматизация работы банковского call-центра и его интеграция с CRM. Замечу, что такое решение от SAP внедрено только в нескольких банках России. Четвертый проект – внедрение системы управления ИТ-сервисами банка (решение от компании HP). Пятый проект – внедрение промышленной системы резервного копирования от Symantec. Кроме того, выполнена модернизация вычислительного комплекса банка, связанная с расширением бизнес-функциональности, – введен в эксплуатацию третий сервер IBMP780. Плюс организовано эффективное управление мощностями ИТ-инфраструктуры для поддержки взрывного роста бизнеса (сейчас у банка 350 точек продаж и 1000 банкоматов).

Вячеслав Лаптев: Это прежде всего онлайн-сервисы, связанные с возможностями «электронного правительства». Мы стали одним из первых банков, запустившим этот стратегически важный проект. Все свои информационные и платежные системы мы адаптировали для работы с «электронным правительством».