Разделы

Цифровизация Цифровая трансформация Инновации и стартапы

Алексей Парабучев: В ближайшем будущем мы будем встречать в Москве все больше роботов

Сегодня в столице успешно развиваются порядка двух тысяч стартапов, в основе многих из них лежит применение инновационных ИТ-решений. Активное участие в масштабировании бизнеса новичков рынка принимает город. За реальный вклад в развитие экосистемы для стартапов столица была отмечена в нескольких мировых рейтингах. Генеральный директор Агентства инноваций Москвы Алексей Парабучев рассказал CNews об успехах программы стартапов StartHub.Moscow, важности живого общения разработчиков с инвесторами и перспективах превращения российской столицы в глобальный центр притяжения для индустрии высоких технологий.

CNews: Стартап начинается с хорошей идеи, а с точки зрения бизнеса — еще и прибыльной. Так что это рынок идеальной конкуренции, где общие интересы новичков и крупных игроков рынка вполне понятны. А где находится их точка пересечения с интересами города?

Алексей Парабучев: Взаимодействие стартапа и большой корпорации таит в себе определенное количество рисков для обеих сторон. Традиционный страх стартапа я бы описал примерно так: приходишь с хорошей технологией, а твою команду разработчиков переманивают и дальше развивают продукт сами. Я не берусь сейчас оценивать, насколько это справедливое опасение, но мы постоянно сталкиваемся с подобными установками. Корпорация же вынуждена отвлекать ресурсы и тратить время своих людей, чтобы разобраться, что предлагает стартап и как он работает. Не стоит забывать и о сложностях интеграции сторонних технологических решений, тем более недоработанных в отлаженную корпоративную бизнес-машину.

Сейчас Агентство инноваций Москвы реализует сразу три больших проекта, в рамках которых происходят встречи создателей стартапов с представителями корпораций: «Московский акселератор», программа пилотного тестирования инновационных решений и программа StartHub.Moscow. Мы предлагаем себя в качестве нейтральной территории и не только снимаем потенциальные риски взаимодействия, но и тратим ресурсы на сопровождение этого взаимодействия. Приведу показательный пример: одна компания предложила крупному авиационному игроку решения для пилотирования. Все было отлично, пока шел акселератор, но потом работа внезапно заглохла. Оказалось, менеджер со стороны корпорации банально не успевал заниматься еще и новым проектом в рамках своих горящих задач. Мы готовы взять эту функцию на себя.

Алексей Парабучев: Традиционный страх стартапа я бы описал примерно так: приходишь с хорошей технологией, а твою команду разработчиков переманивают и дальше развивают продукт сами

CNews: Что могут предложить стартапам и большим компаниям эти проекты поддержки?

Алексей Парабучев: В «Московском акселераторе» мы запустили 13 треков — отдельные программы, каждая из которых длилась порядка двух месяцев. В пуле проекта присутствует около 40 корпоративных партнеров из совершенно разных областей: финансовые технологии, строительство, инжиниринг, фармацевтика, телеком, логистика и так далее. Цель — найти стартап-проекты, предлагающие решения в рамках приоритетных для корпораций направлений. Мы помогаем провести отбор этих компаний, запустить пилоты, оценить, насколько предлагаемая технология интересна на практике. Кроме того, мы всегда подскажем, как встроить уже готовый продукт в линейку продаж корпораций.

Программа пилотного тестирования инноваций фокусируется на обкатке новых технологий в контролируемых условиях, где крупная компания-партнер предоставляет площадку, а мы как агентство берем на себя функцию организатора и менеджера, включая экспертизу и итоговую оценку эффективности.

StartHub.Moscow задумывался как небольшая экосистема, способная, что называется, как капля воды отразить весь океан московских инноваций. Мы собираем порядка 100 компаний, которые становятся резидентами технохаба Старт Хаб на «Красном Октябре». Приглашаем российские и зарубежные корпорации, венчурных инвесторов, знакомим их с предложениями и фаундерами. Это отличный инструмент для привлечения инвестиций и бизнес-девелопмента.

«Мы открыты для всех, но поддерживаем своих»

CNews: Как часто идеи и технологии стартапов оказываются применимы в городской инфраструктуре?

Алексей Парабучев: Безусловно, нам интересны технологии, которые применимы в городе. Существует большой пул городских заказчиков, они обращаются с запросом на поиск тех или иных технологических решений. Здесь и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, и Департамент строительства, и Департамент природопользования. Но экономика же значительно шире, чем городское хозяйство. Есть огромные динамично растущие области, напрямую с городским хозяйством не связанные. Мы стараемся работать по всем быстрорастущим рыночным сегментам, которые и становятся локомотивом для вывода новых стартапов на рынок.

CNews: Насколько в нуждах города приходится учитывать нюансы импортозамещения?

Алексей Парабучев: Мы открыты для всех, но поддерживаем своих. Если нужно решить определенную городскую задачу — Агентство инноваций осуществляет глобальный поиск решений. Но если мы видим, что в России есть компания, которая предлагает интересный продукт, разумеется, мы поможем ей занять место на рынке и нарастить бизнес. Речь не идет о замещении каких-то зарубежных решения, а наоборот. Мы хотим, чтобы московские компании были глобально конкурентоспособны.

Краткая биография

Алексей Игоревич Парабучев

CNews: Как появилась идея Старт Хаба?

Алексей Парабучев: Во всех городах, где естественным образом формируются такого рода центры, со временем образуются места притяжения. Бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, основатели собственных проектов, корпорации, подыскивающие для себя новые команды, студенты, — все эти игроки в конечном итоге собираются вместе в конкретных локациях. Там они знакомятся, общаются, можно сказать, формируют некую точку кристаллизации этой жизни. В Москве такой точки, по большому счету, не было. Есть очень уважаемое нами Сколково, но оно изначально создавалось как закрытая экосистема, научный городок. И хотя там всё постоянно развивается и становится более открытым, для такого города как Москва, этого недостаточно.

Агентство инноваций Москвы хотело бы, чтобы наша площадка — Старт Хаб — стала фабрикой единорогов

Мы сразу целились на центр города и в итоге взяли в управление площади на бывшей фабрике «Красный Октябрь». Здесь присутствует правильный информационный шлейф. В этих помещениях в свое время стартовали, например, технопарк Digital October и консалтинговая компания КБ «Стрелка». Если ты хочешь что-то узнать про современные технологии или про венчурный рынок, познакомиться со стартаперами, погрузиться в задачи по технологическому развитию города, тебе определенно сюда. У нас открытая система, мы проводим ежедневные мероприятия различной тематики, которые формируют правильную среду и создают возможность для знакомства и общения для всех участников экосистемы.

Внутри существует отдельная программа развития и масштабирования технологического бизнеса StartHub.Moscow. Мы привлекаем экспертов, помогаем с нетворкингом и поиском нужных ресурсов. В создании центра мы ориентировались на такие площадки как берлинский EY Startup или парижский Station F. Буквально недавно закончился веб-саммит в Лиссабоне, где мэр говорил о мегапроекте по созданию в 2022 году постоянной площадки, своеобразной «фабрики единорогов». Агентство инноваций Москвы тоже хотело бы, чтобы наша площадка — Старт Хаб — стала фабрикой единорогов.

«Мы работаем в формате поддержки, а не жестких регламентов»

CNews: Насколько состав участников нынешнего второго набора StartHub.Moscow отличается от предыдущего в плане направлений деятельности? Существуют ли формальные ограничения по индустриям для желающих к вам попасть?

Алексей Парабучев: В первом наборе не было какого-то сильно превалирующего сегмента, присутствовал проптех, ритейл, логистика. У второго набора определенный технологический фокус все же заметен. Приоритет отдавался решениям, в основе которых лежат алгоритмы искусственного интеллекта и работы с большими данными. Однако отрасли всё равно разные: медицина, транспорт, системы контроля и распознавания. Вообще команды с пониманием бизнеса из разных областей намного больше дают друг другу в процессе общения. Кто-то даже в силу этого общения меняет нишу.

В основе бизнес-модели многих команд первого набора лежали те или иные ИТ-решения. Часто звучал вопрос о том, нужно ли оформлять интеллектуальную собственность, и если да, то каким образом, в чем должна заключаться IP-стратегия. Наша задача здесь — организовать консультации с экспертами. То же самое касается вопросов в области привлечения инвестиций. Мы работаем в формате поддержки и предоставления возможностей, а не каких-то жестких формальных регламентов. Единственное требование — раскрытие определенного набора бизнес-показателей на входе и на выходе, в том числе о количестве людей в команде, выручке и привлеченных инвестициях. Компания ставит перед собой индивидуальный план развития, и мы вместе мониторим ее динамику.

Алексей Парабучев: Мы хотим, чтобы московские компании были глобально конкурентоспособны

CNews: Насколько успешным оказался первый набор? Ждете ли вы похожих результатов и от второго?

Алексей Парабучев: По итогам первого набора у нас набралось порядка 580 миллионов рублей привлеченных венчурных инвестиций в проекты на ранних стадиях.

Есть компании, у которых выручка растет буквально в разы. Какие-то прибыльные до пандемии истории в силу конъюнктуры оказались сейчас не востребованы, но у большинства мы наблюдаем реальный прирост бизнес-показателей. Сейчас у нас проходит программу второй набор, думаю, после его завершения в феврале мы уже сможем говорить о каких-то закономерностях и заслугах, в том числе нашей программы.

CNews: Насколько вообще возможность физического взаимодействия с потенциальными партнерами важна для участников проекта во времена тотальной удаленки?

Алексей Парабучев: Большую часть мероприятия мы проводим в смешанном формате онлайн-офлайн. Для того, чтобы поддерживать атмосферу непрерывного развития, нужны точки пересечения и регулярность встреч. Мы предоставляем резидентам удобный неформальный коворкинг с кофе-поинтами и барными зонами. Пускай рутинная офисная работа в результате пандемии и переместилась домой, формат встречи на кухне или в курилке, наоборот, перешел в офис.

В Москве реализовано около двух тысяч стартапов

CNews: Если говорить о работе с инновациями в крупнейших мегаполисах, чей опыт, на ваш взгляд, наиболее применим к Москве?

Алексей Парабучев: Пожалуй, Берлин и Париж наиболее близки Москве с точки зрения трех основных параметров: количества стартапов, объема венчурного рынка и численности населения. Мы сейчас говорим не про два города в своих исторических границах, а про агломерации. Еще важный момент, что ни для Берлина, ни для Парижа английский язык не является родным, и местным компаниям для выхода на глобальные рынки тоже приходится преодолевать определенные культурные барьеры. Согласно официальным данным Crunchbase, в Москве стартапов даже чуть больше, порядка двух тысяч. А вот в плане объема венчурного рынка мы от Парижа и Берлина отстаем где-то в два-три раза. Но если взять Кремниевую долину, Лондон или Пекин, разрыв существенно увеличивается.

Алексей Парабучев: Когда зарубежная компания захочет что-то «отпилотировать» на московских площадках, мы дадим ей такую возможность

CNews: В рамках недавнего круглого стола вы упоминали, что Агентство инноваций Москвы становится для отечественных компаний своего рода окном на международные рынки. Какую именно поддержку вы предлагаете за рубежом?

Алексей Парабучев: У некоторых компаний, приходящих в StartHub.Moscow и «Московский акселератор», есть продукты, который они бы хотели предложить на международных рынках. Одна из наших задач — создать инструмент, помогающий это сделать. Агентство инноваций Москвы сейчас активно работает над тиражированием программы пилотного тестирования инноваций на зарубежные города. Мы договариваемся с крупными корпорациями, городскими администрациями, отдельными учреждениями, ведутся переговоры с Берлином, Барселоной, Тель-Авивом, Астаной, Хельсинки. Разумеется, работа в обратном направлении тоже ведется. Когда зарубежная компания захочет что-то «отпилотировать» на московских площадках, мы дадим ей такую возможность. Речь даже идет о полноценной программе обмена, где наши отобранные компании будут отправляться за рубеж на определенный срок. Принимающая сторона обеспечит им нетворкинг, бизнес-девелопмент, временный офис, а мы предоставим такие же сервисы их компаниям.

Инновации уже меняют облик Москвы, как и любого другого крупного мегаполиса. Мы просто об этом нечасто задумываемся

CNews: Насколько условия вашего потенциального сотрудничества с иностранными компаниями похожи на сотрудничество с отечественными?

Алексей Парабучев: Компания, желающая пилотировать здесь, в России, должна будет открыть свое представительство или другую форму юридического лица на территории страны. Другой вариант — найти партнера, который будет представлять ее интересы и иметь юридическое право пользоваться технологиями в России. Думаю, встречные требования для российских компаний будут и у наших зарубежных коллег.

Беспилотное такси — это мировой тренд, и Москва его поддержит

CNews: По вашему мнению, какие инновации изменят облик Москвы в ближайшие годы?

Алексей Парабучев: Инновации уже меняют облик Москвы, как и любого другого крупного мегаполиса. Мы просто об этом нечасто задумываемся. За последние полтора года произошел резкий рост онлайн-торговли, а значит, и системы доставки. Все инструменты логистики последней милисамокаты, велосипеды, постаматы, дроны — активно начинают внедряться в городскую жизнь. Так что в ближайшем будущем мы будем встречать на улицах все больше и больше роботов. Недавно, например, в Первой Градской больнице имени Н.И. Пирогова тестировали автономного доставщика анализов из одного корпуса в другой.

CNews: Когда по Москве поедут беспилотные такси? Насколько это далекая перспектива?

Алексей Парабучев: Беспилотные такси, причем не на ископаемом топливе, — это общемировой тренд. Москва тоже будет двигаться в этом направлении.

CNews: Какие еще из направлений, помимо транспорта, для апробации ИТ-решений сегодня в числе актуальных?

Алексей Парабучев: Отдельным направлением станет сервис еды. Сельское хозяйство играет достаточно серьезную роль в эмиссии CO2 и в контексте перехода на зеленую циркулярную экономику, эту сферу нужно будет переформировывать. Скажем, намного дешевле и выгоднее, когда у тебя пища производится не за тысячу километров от места, где она потребляется, а по соседству. Например, мало кто знает, но самая большая в мире вертикальная ферма зелени находится в Москве. Компания «РусЭко» выкупила бывшую табачную фабрику и все там переделала. Они открылись года полтора назад и занимаются всем, включая работу с семенами и селекционерами Тимирязевской академии. Смотреть, как устроено их производство, приезжают зарубежные специалисты. На уже упомянутом мной недавнем веб-саммите в Лиссабоне выступал один из основателей компании-единорога Beyond Meat. Они предлагают растительные заменители мяса, не отличающиеся по вкусовым качествам от оригиналов, причем в контексте не столько вегетарианства как такового, сколько всей современной экологической повестки и карбонового следа.

И третий важнейший сегмент — это упаковка и мусор. Речь идет как о системах переработки отходов в какое-то полезное сырье, так и о шагах в направлении их постепенной минимизации. Технологичные мегаполисы в последнее время пытаются развить у жителей привычку не выбрасывать вещи, а чинить их или через какие-то биржи продавать, дарить друг другу. Москва, безусловно, будет участвовать и в этом.

Павел Прядкин