Разделы

Безопасность Бизнес Цифровизация Внедрения ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл

Лицевая биометрия: от хайпа к реальности

Как меняется восприятие лицевой биометрии, ее роль в бизнес-процессах? О прогрессе внедрения этой технологии в различных проектах и отраслях, о том, как изменилось понимание биометрии, с которой все больше сталкивается обычный потребитель, — в материале CNews.

С каждым годом биометрия все активнее входит в различные сферы нашей жизни. Возможности применения биометрических технологий становятся более широкими. Сегодня это не только идентификация пользователей и обеспечение общественной безопасности. Подобные технологии выходят на массовый рынок и становятся доступны обычным пользователям. Например, функция аутентификации по отпечатку пальца или чертам лица давно используется в ПК и смартфонах, в банковских приложениях, внедрена система оплаты с помощью распознавания лиц в московском метро. Благодаря непрерывному совершенствованию алгоритмов и технологий биометрии появляются все новые области их применения и сценарии использования.

По данным J’son & Partners Consulting, объем мирового рынка биометрических услуг к 2022 г. вырастет до $40 млрд. В России он оценивается более чем в $300 млн. Российские разработчики создали также десятки программных продуктов для биометрической идентификации в банковской сфере, розничной торговле, в госучреждениях, в ресторанном бизнесе, туристической индустрии, на спортивных объектах. Например, компания RecFaces предлагает готовые коробочные решения, адаптированные с учетом специфики и потребностей для решения различных отраслевых задач. Технологическая платформа RecFaces позволяет выполнять широкий спектр функций: от идентификации по лицу до сбора статистических данных.

RecFaces была образована в 2014 г. командой единомышленников, имеющих большой опыт создания информационных систем и практический опыт работы с биометрией. Сегодня RecFaces — вендор биометрических продуктов на базе технологии распознавания лиц, успешно работающий с партнерами в России и активно развивающий партнерскую сеть за рубежом. За время работы команда RecFaces разработала набор продуктов для решения разных задач бизнеса, в том числе обеспечения удобного доступа сотрудников и посетителей без карт, повышения эффективности действующих систем безопасности, внедрения беспарольной аутентификации в информационных системах, подтверждения личности клиента, персонифицированного взаимодействия с клиентом и других.

Для того, чтобы обеспечить слаженную работу целого набора биометрических сервисов в организации, в RecFaces создали экосистему, которая обеспечивает информационный обмен между продуктами, удобство управления и централизованное обновление биометрических продуктов. Программные продукты компании глубоко интегрированы с решениями лидеров российского и мирового рынка ИТ и систем безопасности, такими как Pelco Motorola Solutions, Milestone, Bosch Security Systems, Schneider Electric, Lenel, Honeywell, RusGuard и Sigur, что позволяет быстро и просто разворачивать решения и обеспечивать удобную работу для пользователей и эксплуатирующих подразделений заказчиков.

Исходя из проблем и вызовов заказчиков в разных регионах мира, RecFaces получает информацию об актуальных потребностях в сфере биометрических технологий, которую учитывает при разработке программных продуктов, предоставляя новые востребованные возможности. Продукты RecFaces представляют интерес для интеграторов, занимающихся построением систем видеонаблюдения и контроля доступа, обеспечением безопасности корпоративных инфраструктур. Решения компании подойдут заказчикам, ориентированным на работу с российским ПО, в том числе в рамках программ импортозамещения.

В 20202021 гг. RecFaces совместно с зарубежными партнерами реализовала проекты по внедрению биометрической идентификации в международном аэропорту Найроби, торговых центрах Перу и Бразилии, на стадионе в Австралии, железнодорожной станции в Таиланде. Уровень качества самих программных продуктов и процесса технической поддержки, выстроенной внутри компании, позволяют компании и дальше расширять свою географию, не забывая про российских клиентов и партнеров.

Биометрическая идентификация решает сегодня целый ряд конкретных отраслевых задач как в области безопасности, так и в сфере маркетинга. Применение биометрии повышает уровень безопасности и дает возможность перестроить процессы взаимодействия с клиентами. Например, можно автоматически выделять категории посетителей, требующих особого внимания, выявлять нежелательных посетителей или «нарушителей» и оповещать персонал или охрану. Это помогает, с одной стороны, обеспечить дополнительную безопасность и снизить риски, а с другой — повысить уровень обслуживания клиентов. Не меньшее значение такая идентификация имеет и для маркетингового анализа. Алгоритм может оценивать пол и возраст посетителей, фиксировать повторные визиты, выделять целевые аудитории, оценивать эффективность рекламных кампаний, показатели лояльности и т. п.

За последние годы доля России в общемировом объеме рынка биометрии существенно выросла, и, как ожидается, в ближайшей перспективе эта тенденция роста сохранится. В государственных и коммерческих базах данных собираются персональные биометрические данные пользователей. Во множестве отраслей ожидается бум новых технологий идентификации личности. По прогнозам, следующие пять-семь лет рынок биометрических систем будет активно развиваться и в государственном, и в коммерческом сегменте.

О дальнейших перспективах этого быстро растущего сегмента рассказывает один из основателей и генеральный директор компании RecFaces Тамара Морозова.

CNews: Как за последние два года изменился рынок лицевой биометрии? Какие сегменты рынка растут и почему?

Тамара Морозова: Рынок, как и прогнозировали аналитики, растет и продолжает расти и в России, и за рубежом. Конечно, пандемия замедлила реализацию ряда проектов. Вместе с тем, лицевая биометрия стала еще более популярной благодаря увеличению точности алгоритмов и удобства их применения в текущих условиях, полнее раскрывается ее потенциал. Доля систем распознавания лиц в общем объеме решений биометрии ежегодно увеличивается, причем высокими темпами. По прогнозам аналитиков, в мире данный рынок будет расти в ближайшей перспективе на 20% ежегодно. Согласно некоторым исследованиям, в России этот рост достигнет 27%.

CNews: Какие для него характерны тенденции в мире и в России?

Тамара Морозова: Российский рынок переходит от разовых, «хайповых» внедрений и крупных государственных проектов к лицевой биометрии как к повсеместной, широко распространенной технологии. Уже сейчас мы встречаемся с ней ежедневно, и не только в смартфонах или ПК. В России государство и крупные банки выступили драйверами развития этих технологий и создания новых продуктов. Корпоративный сектор, оценивая эффективность имеющихся решений, кратно увеличивает количество внедрений. Я думаю, что уже в ближайшее время он обгонит по объему внедрений государственный и банковский сегменты.

На зарубежных рынках пропорция обратная: частный сектор более активно внедряет данные решения. И хотя там во многих решениях применяется распознавание отпечатков пальцев, ввиду последних событий системы распознавания лиц набирают обороты, причем более высокими темпами, чем предполагали аналитики.

Российский и мировой рынки растут быстрыми темпами. Большой объем запросов сейчас связан с решением задач безопасности, это самое очевидное применение биометрических систем. Узнали, пропустили или уведомили о нарушении эти возможности лежат на поверхности. Но есть значительно более широкие сегменты, которые представляют не меньший интерес для корпоративных заказчиков. Например, аутентификация пользователей без паролей по изображению лица, снижение стоимости технологии для заказчиков в оффлайн-ритейле и решение ряда маркетинговых задач. Эти сегменты со временем будут увеличиваться.

CNews: А с какими проблемами сталкиваются заказчики?

Тамара Морозова: В ходе перехода от «хайпа» к эксплуатации многие заказчики столкнулись с большим количеством особенностей внедрения биометрических систем. Кое-кто их крупных компаний пошел по пути наращивания собственной экспертизы, кто-то «обжегся», на практике осознав, что перспективная технология и отлаженное и выполняющее целевые задачи решение в биометрии отнюдь не синонимы. К слову, это проблема не только российских заказчиков. В 2019 году Национальное финансово-ревизионное управление Австралии (Australian National Audit Office, ANAO) свернуло программу единой биометрической системы страны, назвав технологию «несовершенной» при выполнении почти всех задач, которые должны были быть на нее возложены. У технологии очень много аспектов и тонкостей применения, которые важно и нужно своевременно разъяснить и обсудить с заказчиком, отталкиваясь от целей ее применения.

CNews: Какие ключевые события произошли на российском рынке биометрических технологий в последние годы?

Тамара Морозова: Я бы выделила три события. Во-первых, это лидирующие позиции российских алгоритмов в мировом рейтинге американского Национального института стандартов и технологий (NIST) и в целом ускоренная эволюция, повышение точности и скорости самой технологии, что выводит мировой рынок биометрии на качественно иной уровень, а главное — повышает доступность и распространенность данной технологии. Рейтинг NIST — авторитетный источник эффективности мировых систем распознавания. Работа решений проверяется с помощью тестов Face Recognition Vendor Test (FRVT) на многомиллионной закрытой базе фотографий, что позволяет получить объективные результаты.

Тамара Морозова: В ходе перехода от «хайпа» к эксплуатации многие заказчики столкнулись с большим количеством особенностей внедрения биометрических систем

Во-вторых, это, конечно, запуск в России Единой биометрической системы (ЕБС) и новые законодательные инициативы, которые будут регламентировать отрасль биометрии и значительно влиять на нее.

В-третьих, это инвестирование АФК «Система», Ростеха и Сбербанка в компании VisionLabs, NtechLab и ЦРТ, что увеличивает темпы развития данной технологии и ее распространение.

CNews: Какие значимые тренды они вызвали, каких отраслей данные тренды коснулись, и как это отразилось на деятельности вашей компании?

Тамара Морозова: Пандемия и ажиотажный спрос на лицевые терминалы с функцией измерения температуры тела повлияли на увеличение точности алгоритмов, способствовали тому, что многие заказчики познакомились с биометрическими решениями и смогли оценить их эффективность в целом.

Для нашей компании ключевым событием стало изменение вектора нашего развития, мы перешли от «универсальной» платформы к созданию готовых функциональных коробочных продуктов. Их можно легко устанавливать с помощью инсталлятора за 20 минут, подобно установке операционной системы. Высокий уровень готовности наших продуктов обеспечивает рост нашего бизнеса и темпа тиражирования решений. Например, только за последний месяц мы закрыли несколько важных сделок, в том числе четыре — за рубежом.

Технологические улучшения позволили выпустить решения с качественно новыми возможностями в точности идентификации. Точность современных алгоритмов в сложных условиях работы приводит в восторг, очень большая эволюция за последние пять лет. Также значительно повысилось качество работы алгоритмов контроля компрометации системы с использованием фото или видео — это краеугольная функция для аутентификации, надежного беспарольного доступа в информационные системы или сервисов оплат.

Законодательное регулирование в настоящий момент времени не оказывает пока очень сильного влияния в сегменте коммерческих систем, который является для нас основным. Но мы отдаем себе полный отчет в том, что уже в следующем году влияние законодательного регулирования станет ощутимым, готовимся к этому, ведем важную и своевременную работу которая, позволит нашим решениям соответствовать новым требованиям законодательных органов и регуляторов.

CNews: Согласно прогнозам, в ближайшие годы темпы роста технологии распознавания лиц в России будут в 1,51,7 раз превышать аналогичный показатель по миру. Чем обусловлено внимание именно к этой технологии? Каково ее место среди других технологий биометрии?

Тамара Морозова: Распознавание лиц за последние дватри года претерпело значительный прогресс. Если раньше из-за низкой цены и простоты использования стали повсеместно применяться дактилоскопические сканеры, то теперь все чаще встречаются терминалы с функцией распознавания лиц. Причин много: это и популяризация данной технологии через СМИ, и ее широкое использование в смартфонах, и удешевление решений, увеличение скорости работы алгоритмов и их точности. Такие системы все сложнее становиться «взломать», алгоритмы менее «капризны» к внешним условиям. А главное — это удобство и бесконтактность технологии.

Кстати, маски тоже стали серьезным вызовом. Сначала они вызывали проблемы, но разработчики алгоритмов распознавания лиц с этой задачей отлично справились. Теперь лица распознаются точно и быстро даже в масках.

Кроме того, на уровне ЕБС и больших госкомпаний лицо стало одним из факторов в системах многофакторной идентификации. Поэтому в России к распознаванию лиц относятся все более лояльно.

CNews: Как вы оцениваете перспективы российского биометрического рынка в ближайшие пять лет? Какие технологии и подходы наиболее актуальны в плане внедрения в России и за рубежом? Какие сценарии применения биометрических технологий в России будут самыми популярными и почему?

Тамара Морозова: Я верю в биометрию и не боюсь ее. По нашим оценкам, ее применение будет становиться все более массовым, и можно ожидать дальнейшего роста данного рынка, особенно сегмента лицевой биометрии. Важен переход от технологии к готовым функциям и решениям. Именно благодаря такому подходу распознавание лиц будет становиться все более простым, привычным и понятным для каждого из нас. В метро, в банках, в аэропортах и на работе нам не нужно будет использовать внешние идентификаторы. Достаточно нас самих.

За счет роста процессорной мощности видеокамер, в самом обозримом будущем часть наиболее ресурсоемких биометрических операций будет выполняться «на борту» камеры. По нашим оценкам это позволит за счет существенного снижения требований к серверной инфраструктуре снизить CAPEX проектов видеоидентификации не менее чем на 40%. Широкий рынок получит доступ к качественным технологиям и решениям, которые ранее были прерогативой заказчиков со значительными бюджетами. По этой причине решения станут еще проще и быстрее, проектные методики станут более отлаженными, а сами решения еще более отточенными и удобными в эксплуатации. По крайней мере, об этом говорит опыт внедрения у профессионалов.

Регламентируются и систематизируются вопросы работы с персональными данными, как уже сделано за рубежом. Причем рынок там не ограничивают законами, а прописывают правила, понятные методики работы, соблюдение которых позволяют и зарубежным компаниям быть востребованными.

Я думаю, что за биометрией будущее, причем именно в сценариях повышения безопасности и упрощения нашей жизни. Для аутентификации не нужно будет искать паспорта, пароли, ключи, различные карты. Хочется верить, что биометрия будет применяться именно для нашей безопасности и удобства.

CNews: Насколько конкурентоспособны российские разработки в области биометрии на мировом рынке?

Тамара Морозова: Если говорить об алгоритмах, то наша страна — в мировых лидерах, достаточно посмотреть рейтинг NIST. Но вопрос не только в технологиях. С точки зрения продуктов нам есть куда расти вслед за японскими, китайскими и западными коллегами. При общении с зарубежными заказчиками и партнерами мы постоянно сталкиваемся с тем, что при выборе вендора часто имеет значение не сама технология, а готовый сценарий ее применения и возможность быстрой реализации пилотного проекта.

Тамара Морозова: Если говорить об алгоритмах, то наша страна — в мировых лидерах

CNews: Как изменилось понятие биометрии? Сегодня люди все больше сталкиваются с нею в повседневной жизни. Что нас ждет в ближайшем будущем?

Тамара Морозова: Раньше биометрия рождала намного больше фантазий, но теперь она постепенно «приземляется» и становится такой «рабочей лошадкой». Биометрия рождает в массовом сознании все меньше негатива. Конечно, не хочется, чтобы ее пытались политизировать. В целом к биометрии привыкают, начинают видеть в ней плюсы, а не мифические угрозы. Представление о биометрии в сознании потребителей меняется, технология становится более привычной, повседневной, и, в связи с этим, как я надеюсь, она вызывает и больше доверия. Биометрия — друг и помощник человека, в частности, она служит безопасности. Это отнюдь не замена людей роботами и не «Большой брат», как многие считали раньше.

В то же самое время, биометрические данные — это чувствительные данные о человеке, они должны быть надежно защищены средствами обеспечения информационной безопасности. Поэтому мы ожидаем более пристального внимания регуляторов к вопросам обеспечения информационной безопасности в биометрических системах.

CNews: Какие проблемы существуют при переходе от технологии к решениям? В чем разница между алгоритмом и коробочным решением?

Тамара Морозова: Основная проблема перехода это остановить в какой-то момент полет фантазии и творчества талантливой команды разработчиков, сделать ставку на конкретный бизнес-сценарий и добиться его стабильности и надежности, не пытаясь охватить все существующие технологические возможности. Нужно четко разделить продукты по задачам и не пытаться смешивать их.

Главное отличие в том, что алгоритм — это «двигатель» и точная математическая модель, создающая «цифровой слепок» каждого лица даже в сложных внешних условиях. С помощью которого можно получить информацию о конкретном человеке, при условии, что его цифровые данные есть в сформированной ранее базе лиц.

Коробочное, функциональное решение для конечного потребителя реализуется на базе результатов работы алгоритма. Потребитель может сам легко установить его с помощью инсталлятора и сразу в простом интерфейсе настроить списки и индивидуальные правила. Задав базу лиц, он будет получать уведомления, формировать отчеты и видеть траекторию передвижения человека. Также важными аспектами являются документация, которая позволяет эксплуатировать продукт самостоятельно, и техническая поддержка, оперативно оказывающая помощь при возникновении вопросов.

Разница между алгоритмом и коробочным решением сродни разнице между двигателем и автомобилем. Даже самый хороший двигатель не сможет отвезти или перевезти. Автомобили в автопарке могут быть тоже очень разного назначения. Коробочный продукт направлен на решения конкретного набора задач важных для функционального заказчика. Эти задачи могут быть связаны с маркетингом, управлением персоналом, технической безопасностью, информационной безопасностью, обеспечением интеграционной совместимости с другими используемыми заказчиком системами. В продукте предусмотрены готовые выверенные функции, механизмы внедрения, эксплуатации, поддержки и обновления.

Конечно, сами функции с течением времени совершенствуются, их количество растет с учетом важных и рациональных пожеланий наших заказчиков. Но в основе всегда лежит функциональная законченность, надежность, удобство установки и последующей эксплуатации. Это позволяет получить понятный и прогнозируемый результат в самые сжатые сроки.

У нас часто спрашивают: «почему вы не можете на базе «одного ядра» запустить сразу два или три продукта?» Мы методично разъясняем заказчику, что у каждого из продуктов свой пользователь, свой администратор, а практика обновлений и эксплуатации кастомизированного решения на длительном горизонте времени не приводит к хорошему результату.

При этом в рамках общей экосистемы предусмотрены механизмы информационного обмена между продуктами, на практике эта возможность создает дополнительное удобство.

CNews: В каких отраслях интеграция биометрических технологий особенно необходима, но сталкивается с существенными барьерами для масштабирования? Какие это барьеры и когда, на ваш взгляд, они будут преодолены?

Тамара Морозова: В первую очередь биометрия сейчас необходима на объектах, где уже есть сформированные требования по безопасности и контролю. Это транспорт, промышленность, ТЭК, офисные центры. Во вторую очередь она пригодится при реализации сценариев повышения лояльности — ритейл, рестораны и так далее. Однако сейчас, в том числе и из-за пандемии, эти заказчики не торопятся с внедрением новых технологий, связанных с узнаванием клиентов.

Что касается барьеров, то в первую очередь я бы назвала недоверие к технологии и надуманные сложности с ее внедрением. Информация о технологии распознания лиц давно и активно распространяется, и многие несколько лет назад проводили какие-то тесты, пилотные проекты и другие эксперименты с ней. И в них сталкивались с тем, что точность в реальных условиях не такая высокая, а само решение разворачивалось и настраивалось месяцами. При этом оно обладало функциональностью, неприменимой в условиях реальной эксплуатации. В результате у многих выработался стереотип о биометрии: «это сложно и не работает».

Сейчас же и точность математических моделей, удобство развертывания самих решений и доступные функции уже перешли на совершенно другой уровень. Достаточно при установке просто пять раз нажать кнопку «Далее», и заказчик получает стабильное, удобное решения со встроенной суперточной математикой. Доступность технологии очень сильно выросла, осталось только перебороть внутренние барьеры и предубеждения.

Еще один фактор неправильная оценка результатов внедрения. Сейчас большая часть проектов с биометрией в первую очередь связана с безопасностью. И мы видим определенные опасения: «Если внедрить эти технологии, то мы будем не нужны». Хотя на самом деле в тех местах, где мы реализовывали подобные проекты, ситуация как раз обратная. Без человека биометрия работать не сможет. По сути, она повышает внимание человека, дает необходимые сигналы и сообщения, на которые все равно реагирует и принимает решения человек. За счет внедрения биометрии службы безопасности, наоборот, повышают свою эффективность в предупреждении нарушений, в проведении расследований, что только увеличивает их ценность в компании.

Третий барьер — это предубеждение, что реализация качественного проекта обходится очень дорого. У многих это связано с тем, что они много лет назад проводили расчеты проектов «под ключ». И действительно, тогда и сами алгоритмы, особенно зарубежные, стоили дорого, и объем необходимых трудозатрат был высоким. Чтобы перейти от алгоритма к требуемой функциональности, требовалось несколько человеко-лет. Либо многие читали в интернете, что кто-то внедряет у себя биометрию за сотни миллионов рублей.

На самом деле, сейчас за счет развития и доступности биометрических решений стоимость таких проектов существенно снизилась. Как и другие участники рынка, мы пытаемся доносить информацию о том, что биометрические решения — это быстро, точно, удобно и далеко не так дорого, как многие думают. Борьба с такими барьерами — это кропотливая работа, но мы каждый день видим ее результаты. Надеюсь, что уже через несколько лет ни у кого не будет возникать вопросов, зачем это нужно, исчезнет представление о том, что это не работает, слишком сложно и дорого.

CNews: На что важно обращать внимание при принятии решения о внедрении биометрии? Каким объектам «прописана биометрия» как решение задач физической и информационной безопасности?

Тамара Морозова: Прежде всего, важно обращать внимание на уже существующие у заказчика решения и оборудование, чтобы биометрия дополняла и помогала, а не затрудняла работу как пользователей решения, так и ИТ-специалистов. В идеале биометрия должна представлять еще один модуль в уже установленной системе контроля доступа или видеонаблюдения, становиться дополнительным удобным инструментом аналитики для оперативной реакции служб безопасности.

Еще раз тут повторюсь, что биометрия в первую очередь прописана тем объектам, где есть сформированные требования по безопасности и контролю, где важно их соблюдение. Биометрия обогащает стандартные инструменты и делает их данные более точными и достоверными. Особенно это актуально для территориально распределенных объектов промышленности, ТЭК, банков, а также для стадионов, аэропортов, торговых и бизнес-центров. На самом деле, особенность биометрии в том, что сценарии ее использования можно применять повсеместно. Вопрос лишь в готовности клиента и в степени зрелости применяемого решения.

CNews: Какие могут возникнуть проблемы при внедрении и эксплуатации биометрических систем? К чему нужно быть готовыми?

Тамара Морозова: К основным проблемам можно отнести человеческий фактор, ошибки при проектировании, либо при последующем монтаже и настройке решений. Чаще всего это некорректно расположенные камеры, когда, например, купольную камеру, еще и с плохим разрешением, размещают в месте, где мало света — под потолком, — и в получаемом видео — только затылки людей. Как и у всех производителей, у нас есть специальные документы с рекомендациями, постоянно проводятся обучающие семинары. Однако при проектировании все это подчас просто не учитывают, потому что занимаются им люди, которые не работали с биометрией, и у них не было времени, чтобы изучить все тонкости. Либо монтажники устанавливают камеру не в соответствии с проектом, а «как будет лучше».

Еще один важный момент, с которым мы сталкиваемся — отсутствие качественной базы исходных фотографий или неготовность ее формировать. Без нее проект не только «не взлетит», решение просто невозможно будет эффективно эксплуатировать.

CNews: Какой опыт в области биометрии накопила ваша компания? Чем вы можете поделиться? Какова роль вашей компании в формировании и развитии российского рынка биометрических технологий?

Тамара Морозова: С 2014 года мы накопили бесценный опыт внедрения проектов. Это дало нам понимание, что нужно делать иначе, как уйти от не масштабируемых проектных внедрений. Мы собрали этот опыт, учли ошибки и сделали на данной основе свои функциональные программные продукты, которые не нужно дописывать и отлаживать «в поле», у заказчика. Они снимают с интегратора головную боль по доработке алгоритма, а главное — обеспечивают ожидаемые функциональные возможности.

Мы постоянно проводим бесплатные курсы обучения, делимся опытом, рассказываем о работающих практиках, о том, какие особенности характерны для распознавания лиц в целом и что еще нужно учитывать. Также мы предоставляем бесплатные демо-лицензии, чтобы и партнеры, и заказчики могли вживую попробовать конкретные решения и понять, как они могут работать в их условиях, что нужно делать, чтобы повышать точность, какую эффективность можно ожидать от них на реальных объектах и в конкретных кейсах.

Как производители программных продуктов по распознаванию лиц мы стараемся популяризировать свои решения, менять представление об этой технологии как о сложной, «космической», а в действительности — простой и применимой. Конечно, курсы еще помогают собрать вопросы, получить обратную связь, благодаря чему наша команда систематизирует свои знания. Мы всегда открыты и рады поделиться своим опытом.

CNews: Какие новые продукты или решения вы планируете выпустить в ближайшей перспективе?

Тамара Морозова: Скоро мы планируем выпустить продукт Id-Logon с функцией авторизации по лицу на рабочих станциях и в информационных системах. Это наш первый продукт для обеспечения информационной, а не физической безопасности. Также мы планируем принципиально новую для нас технологическую кооперацию, но пока идет активная работа и еще рано делать анонс. Должно получиться интересно, так что ждите новостей.

Сергей Орлов