Разделы

Бизнес Телеком Цифровизация Внедрения Инфраструктура ИТ в банках

В чем выгода внедрения VDI: опыт финансового сектора

В условиях пандемии и в сегодняшней нестабильной глобальной среде компании разного профиля все активнее используют различные методы и инструменты удаленного доступа к критически важным для бизнеса приложениям и данным. Какую роль в этом играет VDI (Virtual Desktop Infrastructure)? В каких случаях, по каким параметрам инфраструктура виртуальных рабочих столов становится оптимальным решением?

За последние годы глобальный рынок VDI претерпел многочисленные изменения и, как ожидается, в ближайшем будущем на него будут влиять разнообразные факторы, в том числе новые требования по безопасности, изменения в предпочтениях потребителей, бизнес-политике и др. Тем временем VDI получает все большее распространение среди компаний по всему миру. По прогнозам, мировой рынок инфраструктуры виртуальных рабочих столов должен вырасти в период 2020-2024 гг. на $3,887 млрд, при этом среднегодовой темп роста составит 10%.

В последние пять с лишним лет не раз звучали заявления о том, что «этот год стал годом VDI». Однако, несмотря на привлекательность данной технологии, ее применение пока что ограничивается несколькими сценариями использования и категориями сотрудников. Тем не менее, в последние годы интенсивность внедрения VDI стремительно растет. Все больше компаний задумываются о внедрении VDI и о том, как правильно использовать такие решения. И пандемия COVID-19 существенно подстегнула интерес к данной технологии.

Что нужно бизнесу?

Основным аспектом при выборе в пользу VDI являются требования по обеспечению информационной безопасности, скорости развертывания новых рабочих мест и обслуживание существующих.

А пандемия COVID-19 не случайно сделала VDI еще более популярной: внедрившие ее организации пострадали значительно меньше, чем компании, оставшиеся неподготовленными к этим незапланированным событиям и не имеющие надежного плана обеспечения непрерывности бизнес-процессов и работы сотрудников на дому. До COVID-19 многие руководители предприятий неохотно поддерживали «удаленку» и опасались ее влияния на производительность труда сотрудников. Технология обеспечения безопасного рабочего места для сотрудника редко является проблемой, но якобы недостаточная безопасность часто используется как предлог для ограничения надомной и удаленной работы.

В последние годы интенсивность внедрения VDI стремительно растет. Источник: ru.depositphotos.com

Сейчас же действительно настало время для рассмотрения VDI и других технологий организации цифрового рабочего пространства, которые могут обеспечить безопасный и продуктивный опыт для удаленно работающих сотрудников. Исследование ESG подтверждает, что главными преимуществами VDI являются повышенная безопасность, снижение эксплуатационных расходов и повышение производительности труда сотрудников. Это именно то, что сейчас нужно бизнесу.

Поскольку VDI обеспечивает повышенный уровень безопасности, она широко используется в финансовом секторе. Практически все банки и многие страховые компании в той или иной степени сейчас используют VDI.

Пример внедрения: «Ренессанс Жизнь»

Один из недавних примеров развертывания инфраструктуры VDI в России — проект, реализованный специалистами IBS DataFort в компании «Ренессанс Жизнь». Он состоял из двух частей: нужно было организовать рабочие места для сотрудников офиса, а также развернуть защищенную офисную инфраструктуру для агентов по продажам в 68 регионах России.

Для компании важны были сроки и гибкость безопасного предоставления корпоративных ресурсов сотрудникам, особенно на базе облачной платформы. Этот сервис использовался и при переводе сотрудников на удаленную работу. Четыре критически важных для бизнеса компании департамента были без остановки бизнес-процессов в течение пяти рабочих дней обеспечены удаленным доступом к внутренним корпоративным системам.

В компании «Ренессанс Жизнь» на инфраструктуру VDI в первую очередь были переведены сотрудники, обеспечивающие критически важные процессы, а также пользователи, которым требовалась повышенная производительность, а ресурсов рабочего ПК не хватало. Для самих работников, по сути, ничего не изменилось. Процедура перехода прошла безболезненно, даже не пришлось проводить дополнительного обучения.

На данный момент осуществлявшие этот проект специалисты IBS DataFort завершили пилотный этап и достигли цели — нашли качественный, простой и эффективный инструмент по организации удаленного рабочего места.

За реализацию проекта отвечали Михаил Авсеенко, руководитель коммерческого отдела IBS DataFort, Владимир Свиридов, директор по развитию бизнеса IBS DataFort, а также Денис Кемарский, начальник управления инфраструктуры департамента ИТ страховой компании «Ренессанс Жизнь».

Слева направо: Михаил Авсеенко (IBS DataFort), Денис Кемарский («Ренессанс Жизнь») и Владимир Свиридов (IBS DataFort)

VDI на удаленке

Несомненно, VDI позволяет эффективно решать типовые задачи удаленных пользователей, упрощается их техническая поддержка. Но какие еще преимущества дает VDI именно в плане удаленки? Какие выгоды получают компании при развертывании VDI для удаленного доступа?

Определенно, упрощается и ускоряется процесс подготовки и модернизации рабочих мест. Также надо отметить простоту управления средствами защиты информации, связанными с сохранностью коммерческой тайны. Для многих компаний первоочередным фактором становится возможность контроля конфиденциальной информации при сохранении периметра информационной безопасности, в том числе с помощью дополнительных средств, таких как двухфакторная аутентификация. Также можно легко контролировать качество работы сотрудников на «удаленке», если совместно с VDI приобрести соответствующий сервис. Наконец, можно усилить безопасность с помощью DLP-систем.

Важно также отметить удобство пользователей, которые могут работать из любой точки, на любом устройстве. Плюс, конечно же, аренда ПО: нет необходимости закупать программные компоненты, их можно использовать по модели SaaS.

Решение для филиалов

В VDI сетевое и серверное окружение приложений намного проще и эффективнее, чем в традиционной инфраструктуре с удаленными компьютерами. Приложения работают в локальной сети дата-центра с высокой скоростью передачи данных. В виртуальную среду сегодня можно перенести не только офисные приложения, не создающие большой нагрузки на каналы связи, но и специализированные задачи, в том числе ресурсоемкие.

Кроме того, VDI — это самый простой и эффективный способ привести ресурсы ИТ в соответствие с ростом бизнеса. Пользователю достаточно достать устройство из коробки, включить его, ввести логин/пароль, и оно в течение минуты готово к работе. В традиционной архитектуре с ноутбуками или настольными ПК потребуется намного больше времени и усилий. Поэтому VDI — признанный способ масштабирования предприятий и идеальное решение для компаний с филиальной структурой, поскольку оно позволяет очень легко открывать новые филиалы и оснащать новые рабочие места. Этот процесс занимает дни, а не недели.

При этом в небольших филиалах не требуется ни серверов, ни ИТ-специалистов, которые обслуживали бы ПК или серверы. Замена одного клиентского устройства на другое занимает несколько минут, поэтому VDI практически полностью исключает простои.

Ограничения VDI

Считается, что сегодня решены практически все проблемы, которые ранее ограничивали применение данной технологии. Но так ли это?

Технических ограничений для современных технологий VDI действительно нет. VDI позволяет сотрудникам работать на удаленном рабочем столе в привычном для них формате. Более того, с появлением сервисов мониторинга, таких как сервис DLP от компании IBS DataFort или Control Up в VMware Horizon, решение VDI стало еще более целостным и позволяет анализировать активность и эффективность сотрудников, а также оптимизировать выделение ресурсов под задачи каждого пользователя (в зависимости от потребностей).

Единственным ограничением, которое все еще частично накладывает VDI, остается необходимость обеспечения сетевой связности пользователей с инфраструктурой VDI-провайдера, что в некоторых случаях может повлечь дополнительные расходы.

Основным техническим ограничением для пользователя услуги может быть канал доступа. Речь идет о его пропускной способности, а также задержках в территариально распределенных организациях. Но сейчас это редко становится ограничивающим фактором благодаря уровню развития телеком-услуг, а также наличию технологии Blast в VMware Horizon, которая значительно снижает требования к каналу.

Насколько длителен и ресурсоемок процесс перехода с классических ПК на инфраструктуру виртуальных рабочих столов? На самом деле, компания может продолжать использовать имеющиеся ПК, развертывая рабочие места VDI только для новых сотрудников и оснащая их недорогими ноутбуками или тонкими клиентами. Второй вариант —задействовать устаревшие ПК для подключения к VDI всех сотрудников. Последнее исключает необходимость единовременного обновления всего парка компьютеров. Заменять ПК можно по мере их вывода из эксплуатации, покупая вместо них дешевые лэптопы, ПК или тонкие клиенты.

Кому это нужно?

Какие же возможности в настоящее время предоставляет VDI? К каким организациям применима концепция VDI? Данная технология подойдет в первую очередь компаниям с большим количеством внештатных или удаленных сотрудников, которым необходим доступ и работа с системами компании.

Ее могут с выгодой использовать отрасли, в которых сотрудники часто должны работать «в полях». В первую очередь это относится к специалистам по продажам, торговым представителям и пр. Также VDI будет выгодна компаниям с большой партнерской сетью, работающим в единой системе, а также любым организациям с филиальной структурой, использующим системы, развернутые в головном офисе. Хорошие примеры — финансовые институты и разработчики ПО, которым необходим доступ к разным платформам и возможность быстро получать дополнительные вычислительные ресурсы. Этот инструмент позволяет упростить жизнь и любым организациям, где принят стандарт дистанционной работы, а также ИТ-персоналу этих компаний, так как он дает возможность минимизировать простой сотрудников и максимально быстро доставить необходимые корпоративные приложения или иные ресурсы до конкретного пользователя.

VDI подойдет компаниям с большим количеством внештатных или удаленных сотрудников. Источник: ru.depositphotos.com

Как уже говорилось, VDI позволяет решать типовые задачи удаленных пользователей, ключевая из которых — работа с корпоративными системами и данными в любом месте и с любого компьютера, планшета и пр.: нужен только логин и пароль. ИТ-администраторам больше не нужно идти на рабочее место пользователя и разбираться в проблеме — все можно решить удаленно, вплоть до установки обновлений и инсталляции новых приложений.

В случае выхода из строя тонкого клиента VDI можно быстро подключить резервное устройство, и пользователь через несколько минут сможет вернуться к работе над тем документом, который был у него открыт перед поломкой, не потеряв информации.

VDI — это выгодно?

На практике инфраструктура VDI не только не уступает классическим рабочим местам, но и превосходит их с точки зрения организации и управления. В числе ее преимуществ — стандартизация ОС и приложений, упрощенная поддержка, устранение сложностей, связанных с обновлением парка устройств.

Прошлый год показал, что VDI — это удобный сервис который позволяет оперативно реагировать на новые условия и ограничения. Что касается «экономики VDI», то все зависит от конкретной ситуации и уровня детализации расходов на организацию и защиту АРМ, масштаба проекта. Если правильно оценивать риски, то VDI может быть эффективнее закупки ПК. Важно корректно и объективно рассчитать все возможные затраты.

Например, экономия на обслуживании ПК или на аренде офисных помещений может быть существенным плюсом для VDI. Кроме того, поскольку тонкие клиенты значительно более энергоэффективны, чем ПК, снижаются требования к подключению электрической мощности в филиале.

В первую очередь переход на VDI становится выгодным, когда текущий парк ПК уже сейчас требует обновления и значительных капитальных затрат. VDI дает возможность в условиях нестабильности перевести эту статью затрат в операционные расходы и приобретать VDI по сервисной модели, оплачивая рабочие места только в том объеме, который нужен компании в конкретный момент. Кроме того, существует возможность почасовой тарификации, которая актуальна, например, для временного развертывания с привлечением подрядчиков, проведения обучения и стажировки.

Для успешного развертывания на предприятии инфраструктуры VDI и снижения рисков можно поручить эту задачу профессионалам или использовать «инфраструктуру как сервис» провайдера, получая гарантии работы сервиса (SLA), экономию на инфраструктуре и ее поддержке. Реализация VDI на своей площадке с соответствующей закупкой серверов, ПО, расходами на зарплату инженеров и т.д. станет более затратным вариантом, чем получение сервиса VDI у провайдера.

Например, IBS DataFort предоставляет VDI как сервис на базе современной облачной платформы DF Cloud. Решение реализуется на основе продукции VMware и включает в себя все необходимое для полноценной работы с программным комплексом. Сервис предоставляется по протоколам терминального доступа через локальную сеть компании или интернет. В качестве терминала можно использовать любое стационарное или мобильное устройство.

Воспользовавшись таким сервисом, можно сосредоточиться на своем основном бизнесе, а не на поддержке необходимой инфраструктуры. Однако, несмотря на многие очевидные преимущества, пик популярности VDI еще впереди.