Разделы

Безопасность Телеком Цифровизация

Кто станет лидером рынка SD-WAN в России

Компании во всем мире все более активно используют решения на базе программно-определяемых сетей. Поскольку решения SD-WAN направлены на территориально-распределенные сети, в первую очередь они востребованы компаниями с большим количеством филиалов – торговыми сетями, банками, производителями. Российские заказчики пока осторожны в своем выборе. О преимуществах SD-WAN и сложностях, с которыми могут столкнуться заказчики, можно прочитать в этой статье.
 

Основные причины успеха технологии в мире

Современные корпоративные сети становятся все более разветвленными и сложными, а требования к надежности все более высокими. Традиционные подходы к управлению трафиком в корпоративных сетях часто не позволяют эффективно использовать каналы связи провайдеров, балансировать трафик.

С одной стороны, переход на SD-WAN объясняется тем, что технология позволяет добиться такого же качества сервиса с использованием гораздо более дешевых интернет-каналов вместо значительно более дорогих MPLS VPN каналов. С другой стороны, SD-WAN дает возможность бизнесу быстрее внедрять новые сервисы и приложения на всю сеть, легче адаптироваться к требованиям приложений, быстро разворачивать филиалы с использованием технологии Zero touch Deployment. «Идея построения программно-определяемых сетей не нова, она появилась сначала в ЦОД. Сегодня все крупные Центры обработки данных строятся именно по этой технологии. Дошла очередь до территориально-распределенных WAN сетей, — говорит Владимир Леонов, технический директор «АМТ-ГРУП». — Суть идеи очень простая: перенести задачу управления трафиком с каждого маршрутизатора на централизованный контроллер, который знает все о топологии сети и управляет трафиком в сети целиком. Контроллер может управлять сетью как в автоматическом режиме, так и формировать рекомендации для инженера, которые он может принять или отклонить в ручном режиме. При появлении в сети нового устройства все настройки поступят на него из центрального модуля, а значит, нет необходимости делать это вручную на местах».

Что говорят аналитики

По данным Global Market Insights, объем рынка SD-WAN в 2019 г. превысил $1 млрд и будет расти более чем на 60% в год в период с 2020 по 2026 г. При подсчетах аналитики учитывали данные о мировых продажах оборудования и сервисов (консалтинг, обслуживание, управляемые сервисы). Рост рынка объясняется растущими потребностями организаций в упрощении управления сетью.

Мировой рынок SD-WAN

Источник: Global Market Insights, 2020

Чуть раньше, в 2019 году, результаты исследования мирового рынка SD-WAN обнародовали аналитики IDC. При подсчетах IDC использует данные о продажах оборудования и программного обеспечения. По их данным, в 2018 г. рынок вырос на 64,9% по сравнению с 2017 г. до $1,37 млрд, а к 2023 г. достигнет $5,25 млрд. Среднегодовой темп роста (GAGR) составит 30,8%.

Миграции на новую технологию способствует переход на облачные приложения. «Во-первых, традиционные корпоративные WAN-сети все меньше соответствуют нуждам современного цифрового бизнеса, особенно, если речь идет о поддержке SaaS-приложений или использовании гибридных или мультиоблаков, — говорит вице-президент IDC по сетевой инфраструктуре Рохит Мехра (Rohit Mehra). — Во-вторых, предприятия заинтересованы в более простом управлении многочисленными подключениями внутри WAN, чтобы улучшить производительность приложений и повысить качество взаимодействия конечных пользователей».

Основные игроки мирового рынка SD-WAN

Источник: IDC, 2019

Перспективы внедрения в России

В России в целом тенденция аналогична мировой. Заказчики с распределенной филиальной сетью планируют внедрять SD-WAN в своих сетях в ближайшее время. «Чем крупнее компания, тем более актуальна для нее задача управления корпоративной сетью. Компании используют все больше приложений, от стабильности и скорости работы которых зависит успех бизнеса. К работе с этими приложениями подключаются территориальные подразделения, контакт-центры и пр., — рассказывает Владимир Леонов. — На этом фоне корпоративная сеть становится все более разветвленной, а требования к каналам связи — все более высокими. Компании все чаще пытаются использовать в качестве резерва MPLS VPN портов интернет-каналы. Балансировка трафика в таких сетях становится нетривиальной задачей. С этим сталкиваются практически 100% крупных компаний. Сегодня все узлы администрируют поштучно, а создание нового узла требует личного присутствия квалифицированного инженера. Возникают проблемы с мониторингом сети и утилизацией каналов. Крупные, особенно территориально-распределенные компании, стоят перед выбором: остаться на существующей технологии управления трафиком, которая работает и будет работать или пристально посмотреть на технологию программно-определяемых WAN-сетей (SD-WAN)».

Можно утверждать, что технология на сегодняшний день достаточно зрелая и готова к использованию. Перед ИТ-менеджерами компаний, которые планируют внедрение, встает вопрос миграции с существующего решения на SD-WAN с учетом его стоимости, удобства и управляемости, что в итоге и является основным фактором выбора производителя.

Для того, чтобы ответить на вопрос, кто из вендоров выиграет в России эту гонку, нужно проанализировать рынок сетевого оборудования. Согласно последним данным IDC, в 2019 г. лидирующие позиции на мировом рынке телекоммуникационного оборудования, в том числе и на рынке Центральной и Восточной Европы, к которому относится Россия, занимает Cisco — ее доля составляет 37,2%. Учитывая то, что естественное устаревание оборудования — один из стимулов перехода на SD-WAN, можно предположить, что решения этого вендора будут пользоваться основным спросом. В списке компаний, проявляющих наибольший интерес к SD-WAN сегодня, крупные предприятия розничной торговли, сети терминалов, банкоматов, АЗС, банки и страховые компании, компании энергетического сектора, производство и транспорт.

Лидеры рынка сетевого оборудования

picture_3.png

Источник: IDC, 2020

Для компаний среднего и малого бизнеса, работающих по сервисной модели, SD-WAN — это возможность передать в облако инфраструктуру управления сетью. В такой модели драйверами являются операторы облачных инфраструктур. Для них основным фактором выбора вендора является стоимость владения — ведь предложения для конечного заказчика должны быть эффективны экономически.

Кто первый внедряет SD-WAN в России?

Как было сказано выше, основное преимущество SD-WAN— экономическая эффективность при сохранении качества сервиса. Неудивительно, что первыми заказчиками технологии стали международные компании, которые внедряют технологию для своих филиалов в России.

Еще недавно для того, чтобы обеспечить интернациональную филиальную сеть с требуемым SLA, им требовались подключения к MPLS VPN сетям специализированных международных операторов. SD-WAN дает возможность самостоятельно получить управляемый сервис с требуемым качеством.

Интерес к технологии уже демонстрируют игроки из финансового сектора, страховые компании, крупные промышленные предприятия и пр. Многие уже выбрали решения и провели необходимый комплекс работ по проектированию и пилотированию. Очевидно, ближайшие несколько лет будут периодом массового внедрения SD-WAN.

Что в итоге?

С одной стороны, технология SD-WAN ориентирована в первую очередь на крупные распределенные филиальные корпоративные сети. В этом сегменте рынка в основном используются решения Cisco Systems, есть подготовленная инфраструктура, ИТ-персонал и пр. А значит, логично эволюционно развивать именно эти решения и мигрировать на новую технологию, которую поддерживает и развивает лидер технологии SD-WAN, значительно опережающий других производителей по числу успешных внедрений.

С другой стороны, очевидно, что крупные компании с осторожностью относятся к внедрению новой технологии, так как в процессе миграции должны быть учтены многие факторы. И здесь им на помощь может прийти интегратор, который имеет практический опыт решения аналогичных задач. С помощью имеющейся у него экспертизы можно провести предварительный анализ ограничений, которые могут повлиять на переход на SD-WAN и эскизное проектирование. Например, необходимости использования в сети шифрования ГОСТ, межсетевых экранов, IP-телефонии, ограничений по бюджету, который не может быть выделен сразу полностью и т.д.

Затем перейти к разработке архитектуры и планов миграции, так как переход затрагивает критические бизнес-приложения. Он должен быть тщательно продуман и спроектирован и состоять из нескольких последовательных шагов. Процессу перехода должно предшествовать тщательное проектирование, включающее выбор оборудования и программного обеспечения совместно с производителем.

Третий этап — проведение стейджинга и отработка планов перехода на SD-WAN. На этом этапе проверяется работоспособность всех спроектированных решений.

Затем в действующей сети создается пилотная зона. Возможно сосуществование технологии SD-WAN и традиционных технологий для бесшовной миграции. И только потом осуществляется переход на технологию SD-WAN, которой опытный интегратор готов впоследствии обеспечить комплексную сервисную поддержку. «В результате пользователь получает надежную и безопасную сеть, управление которой осуществляется программным путем из одной точки. Конфигурирование сети становится простым и удобным: настройка и запуск нового узла происходит из центрального офиса, а вероятность ошибки по причине человеческого фактора снижается до минимума. Еще одно достоинство — равномерная утилизация каналов, постоянный анализ качества связи и интегрированная безопасность», — говорит Владимир Леонов.

Таким образом, зрелые решения производителя и опыт интегратора, который обеспечивает миграцию — залог успеха внедрения SD-WAN технологии.

Консультацию по проектированию, этапам миграции и подготовке к ней, особенностям архитектуры SD-WAN вы можете получить у экспертов «АМТ-ГРУП» и Cisco.

Наталья Рудычева