Спецпроекты

«Диалог»: Российский бизнес переходит на отечественные корпоративные коммуникации

Интеграция Мобильность

На российском рынке набирают популярность решения, предназначенные для повышения эффективности коммуникаций и совместной работы между сотрудниками компаний. На Западе этот рынок получил название Workstream Сollaboration, и там он развивается немного активнее, чем у нас. Впрочем, российским компаниям уже есть, что предложить как внутренним пользователям, так и зарубежным заказчикам. Одним из таких крупных проектов стал «СберЧат» – корпоративный коммуникатор для Сбербанка, который реализуется компанией «Диалог». О том, как должны происходить внутренние коммуникации на крупных и средних предприятиях, в интервью CNews рассказал Дмитрий Козлов, генеральный директор компании «Диалог».

CNews: Дмитрий, вы создаете решения на рынке Workstream Сollaboration. Что это за рынок?

Дмитрий Козлов: Workstream Сollaboration – это инструменты создания единого рабочего пространства для групповой совместной работы, в первую очередь в режиме чатов, но не только. Доступны функции обмена документами, подключаются аудио- и видеозвонки. В таких решениях важно наличие открытых API для интеграции с внешними сервисами, при этом интеграционные решения могут создаваться как вендором или его партнерами, так и самим клиентом.

Другая важная особенность – сквозной поиск по всей информации, возникающей в ходе совместной работы, начиная с чатов и аудиосообщений, заканчивая документами из внешних хранилищ и записями видеоконференций.

Производители таких решений стремятся к тому, чтобы они становились едиными централизованными хабами, в которых команды проводят большую часть времени, не выходя за их пределы. Это позволяет минимизировать переключение контекста между различными инструментами, отказаться от ручного дублирования информации и, как следствие, повысить эффективность коммуникаций и продуктивность проектных команд.

CNews: Какой этот рынок сейчас на Западе, и какой – в России?

Дмитрий Козлов: Можно считать, что этот рынок появился в 2014 году, когда Slack выпустил первую публичную версию своего одноименного продукта. По оценкам Gartner, ежегодный средний рост на данном рынке составляет около 96%, что очень много в сравнении с другими рынками. В 2021 году, по мнению Gartner, его объем составит порядка $5 млрд.

К сожалению, достоверных данных по российскому рынку пока нет. Навскидку можно сказать, что 2–3% от этих $5 млрд – как раз Россия.

CNews: А если говорить об отличиях западных решений от наших?

Дмитрий Козлов: На Западе все идут в облака. В первую очередь – в публичные. Это связано, пожалуй, с большей зрелостью и более высоким уровнем доверия. Но есть кейсы и с приватными облаками, и с развертыванием на собственных серверах клиентов (on-premise). Особенность российского рынка в том, что значительная часть наших клиентов, относящаяся к крупному бизнесу и госсектору, редко использует публичные облака. Заказчики считают, что намного проще обеспечить требования к информационной безопасности развертыванием on-premise либо в частном облаке. Но уверен, что ситуация будет со временем меняться, и все больше российских клиентов будут переходить на SaaS-решения.

Другая особенность – стоимость решения. На Западе ценник более высокий. Тот же самый Slack берет $6–12 за пользователя в месяц в зависимости от пакета. Цены на российские решения существенно ниже.

К тому же у нас есть особенности с импортозамещением. Существуют постановления регуляторов, в первую очередь – Минкомсвязи, есть Реестр отечественного ПО. И те же госучреждения обязаны соответствий этим рекомендациям, как, впрочем, и государственные компании. Поэтому для нас очень важно, что мы уже находимся в Реестре отечественного ПО и делаем все возможное, чтобы полностью соответствовать нормам российского законодательства. Кроме того, у нас есть несколько государственных клиентов, которым нужно, чтобы мы сертифицировали наши решения во ФСТЭК и/или ФСБ. Мы тоже над этим работаем.

CNews: Есть какие-то сложности или все идет своим чередом?

Дмитрий Козлов: Нет, все идет своим чередом. Мы надеемся, что до конца года сертификацию ФСТЭК мы пройдем. Это требуется далеко не всем нашим клиентам.

CNews: А в России много отечественных решений?

Дмитрий Козлов: На Западе рынок начал созревать в 2014–2016 годах, а у нас все идет с некоторым опозданием. Сейчас на российском рынке существует ряд отечественных решений для корпоративных коммуникаций и совместной работы, например, 1С-Битрикс24, но крупномасштабных внедрений очень мало. Истории успеха пока ограничиваются средним и малым бизнесом, а также внедрениями в отдельных подразделениях крупных компаний и органов государственной власти.

«К Workstream Сollaboration первыми приходят ИТ-департаменты»

CNews: Давайте чуть-чуть обобщим. Насколько в России развита культура внутрикорпоративного общения? Насколько востребованы те коммуникации, о которых мы говорим?

Дмитрий Козлов: Коммуникации бывают разные. Есть, например, общекорпоративные коммуникации, которые, как правило, заключаются в информировании сотрудников и сборе обратной связи. Часто этим занимаются либо сотрудники HR-департаментов, либо, в более крупных компаниях, отдельные подразделения внутренних коммуникаций. Им важно иметь удобные и эффективные инструменты для таргетирования сотрудников, что очень сложно сделать с помощью соцсетей или публичных мессенджеров.

В целом коммуникации есть практически в любых бизнес-процессах компании. Например, коммуникации при разработке программного обеспечения. Кстати, зачастую именно ИТ-команды первыми начинают использовать решения класса Workstream Сollaboration для повышения эффективности процессов разработки ПО. В некоторых компаниях это реализовано посредством чатов, не покидая которые, можно вести и разработку, и поддержку тех или иных решений. Это тоже наши целевые клиенты, для которых мы делаем специализированные функции внутри нашей платформы.

Есть даже такой термин: «коммуникационное обеспечение бизнес-процессов». Это оптимизация процессов компании за счет интеграции коммуникационных возможностей в существующие бизнес-процессы, инструменты и приложения. Мы фокусируемся на создании не «коробочного» решения, а такой платформы, которая позволит обеспечить коммуникационную поддержку бизнес-процессов за счет широких возможностей адаптации и встраивания в ИТ-ландшафт наших клиентов.

typing849806960720.jpg
На российском рынке набирают популярность решения, предназначенные для повышения эффективности коммуникаций и совместной работы между сотрудниками компаний

CNews: Что такое shadow-IT?

Дмитрий Козлов: Это программное обеспечение, которое используется в компании неофициально. То есть оно не было введено в эксплуатацию, оно не поддерживается, но люди этим пользуются.

CNews: Это самописные истории или пиратские?

Дмитрий Козлов: По-разному. Кстати, это могут быть и те же самые публичные мессенджеры. Они же общедоступные, а значит не пиратские, но все равно нелегальные на корпоративном уровне, потому что ИБ-департамент, скорее всего, не давал разрешения на их использование.

CNews: Чем корпоративные коммуникационные решения лучше или хуже, чем shadow-IT?

Дмитрий Козлов: С помощью shadow-IT можно привлекать бизнес-пользователей к процессу повышения эффективности их работы без привлечения ресурсов ИТ-департамента. Но когда речь идет о конфиденциальной информации, возникают существенные риски утечки, что может негативно сказаться, например, на имидже компании, а в конечном счете привести к снижению эффективности бизнес-процессов. Есть и другие серьезные недостатки.

«Выложим платформу в открытый доступ»

CNews: Как долго создавалась ваша платформа dialog?

Дмитрий Козлов: Сама компания «Диалог» была образована четыре года назад. Сначала в ней работали около 15 человек. Они и сделали прототип платформы, начали проводить пилоты в различных компаниях. В первую очередь – в крупных предприятиях с госучастием и в госучреждениях. Первый прототип был сделан за год, но разработка – это же бесконечный процесс. Конечно, мы и сейчас продолжаем развивать и базовую функциональность платформы, и специфическую, заточенную под конкретных клиентов. В первую очередь – для «Сбербанка», который является нашим основным клиентом. Это самый большой проект, который мы делаем на текущий момент.

CNews: Сделка со «Сбербанком», в ходе которой была приобретена мажоритарная доля «Диалога», была год назад?

Дмитрий Козлов: Да, но «Сбербанк» обратил внимание на «Диалог» чуть раньше, около двух лет назад. Сейчас в компании уже более 100 сотрудников, и мы активно расширяем нашу команду. Это связано с тем, что нельзя сделать качественное решение для крупного бизнеса и госучреждений небольшой командой. Нужно серьезно вкладываться в эту платформу.

CNews: Вы сами кастомизируете решение под конкретных заказчиков?

Дмитрий Козлов: Да. Это, кстати, одна из особенностей нашей платформы. Конечно, у нас есть «коробка», и некоторым клиентам этого достаточно. Но так как мы работаем в сегменте крупного бизнеса, то нашим заказчикам часто хочется иметь свое собственное брендированное решение, интегрированное в ИТ-ландшафт. И вот тогда появляются специфичные требования, которые мы выполняем либо самостоятельно, либо с помощью наших партнеров.

CNews: При создании платформы использовалось свободное ПО?

Дмитрий Козлов: Конечно. Но мы следим за тем, чтобы лицензии на это свободное ПО не мешали продвигать наше собственное решение. Кстати, часть платформы мы сами будем выкладывать в open-source в этом году.

CNews: Насколько большую часть? Так, чтобы она работала или какие-то составные элементы?

Дмитрий Козлов: Мы даже уже начали это делать. Часть клиентских компонентов выложена в открытый доступ. И до конца года мы планируем выпустить полностью рабочую платформу, которая позволит командам пользоваться ей бесплатно и участвовать в ее разработке. Но наработки корпоративного уровня, которые пригодятся крупным клиентам, останутся, конечно, с закрытым исходным кодом.

«СберЧат» заработает до конца года»

CNews: Расскажите подробнее о проекте «СберЧат».

Дмитрий Козлов: «СберЧат» – это корпоративный коммуникатор для сотрудников группы «Сбербанк», разработанный на платформе dialog. Решение о старте этого проекта принималось еще на этапе сделки. В группе «Сбербанк» работают больше 300 тысяч человек, так что этот проект автоматически стал в своем сегменте одним из крупнейших в России или даже в мире.

CNews: Как происходило внедрение?

Дмитрий Козлов: Оно еще идет. Это достаточно длительный проект, который стартовал в июне 2018 года, а в первом квартале 2019 года был запущен пилот для мобильных ОС iOS, Android. В ближайшее время мы завершим тиражирование мобильных приложений на весь «Сбербанк» и часть дочерних обществ. Это примерно 250 тысяч человек. Проект запланирован до конца 2019 года, но банк переходит от проектного управления к продуктовому, а потому я уверен, что платформа и дальше будет развиваться.

CNews: У вас есть российские заказчики, безусловно. Есть ли западные? И если нет, то планируется ли экспансия?

Дмитрий Козлов: Западных заказчиков у нас пока нет, но мы действительно планируем экспансию, потому что рынок Российской Федерации для нас недостаточно большой. Надеемся начать эту экспансию в этом году.

CNews: Можете нарисовать какой-то образ компании, которой обязательно нужно ваше решение?

Дмитрий Козлов: В первую очередь, это все крупные компании и органы государственной власти на любом уровне – федеральном и региональном. Мы также ориентированы на представителей среднего бизнеса, для которых важна информационная безопасность, и они хотят эксплуатировать такие решения на собственной инфраструктуре или в частном облаке. Ну и еще одна категория – компании, которым очень важна гибкость этого решения, допускающая доработку серверной и клиентской части, а также интеграцию с существующим IT-ландшафтом или внешними системами.

CNews: Если говорить о крупных проектах, то у вас ведь есть еще один – с создателями отечественной операционной системы «Аврора»?

Дмитрий Козлов: Да, раньше она называлась Sailfish, и все идет к тому, что российские чиновники получат удобные безопасные телефоны для служебного использования, на которых будет установлено ПО, отвечающее всем требованиям нашего законодательства. Мы уже портировали наше решение на операционную систему «Аврора».

Тема месяца

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

Рейтинг CNews Mobile

Крупнейшие разработчики мобильных приложений

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития